1. Бог открывет себя в священном писании

1. Библия – Слово Божие.

1. 1 Библия – законченное откровение от Бога.

Человек, ищущий Бога в своей жизни, конечно не раз задавался вопросом: “А можно ли познать Бога? Открывает ли Себя Бог? Если Бог есть, то как мне найти Его?”. К счастью, ответы на эти вопросы есть! Бог существует, и Он дал знать о Себе нашему миру многообразными и многоразличными способами. Священное Писание — одно из откровений Бога. Прежде чем говорить о том, что Бог открывает Себя в Библии, нам нужно дать определение слову “откровение”. «Откровение» — обозначает действие в результате которого раскрывается, выступает на свет, нечто прежде неизвестное. Свое истинное значение слово обретает тогда, когда речь идет о Боге. Потому что с момента грехопадения людей, Господь для них – “Бог сокровенный”, и Он уже не общается с ними лицом к лицу, как это было в раю (Ис.59:2-3).

Вся Библия от начала и до конца говорит нам о том, что во все времена Бог обращался к людям. Христиане считают Библию Словом Божиим. Является ли Библия полным и законченным откровением или Бог по-прежнему продолжает открывать нам Своею волю через Священное Писание? Священное Писание драгоценность для христиан, потому что оно повествует об Иисусе Христе, Сыне Божием. Бог полностью открыл нам Себя в Своем Сыне, посредством Слова: “И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца” (Ин. 1:14). Божественное откровение завершено!

Новозаветные пророки, о которых мы читаем в книгах Нового Завета, лишь временное явление. (Деян. 21:8-9). И уже к концу первого века пророчества практически прекратились, так как Писание было завершено. Бог учит нас доверять Его слову: “И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; (Библию) и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших” (1Пет. 1:9). Апостол представляет нам библейское понимание истинного пророчества. “Вернейшее пророческое слово” он уподобляет светильнику. При помощи современных светильников мы освящаем себе дорогу, когда уже темно на улице, чтобы не споткнуться и не упасть.

И этот свет – слово Божие, апостольская проповедь о Христе.Мы живем среди неверующих людей, не знающих слова Божия. Бог говорит, что такие люди живут во тьме, и мы призваны Богом направить их к свету. Библия наше руководство в повседневной жизни, так как учит нас как правильно вести себя по отношению к другим людям, обличает в грехах, способствует укреплению веры, дает наставления на каждый день. Библия – законченное откровение Бога о Себе Самом и о человеке.

    1. Богодухновенность Библии

“Все Писание богодухновенно и полезно для научения….” (2Тим. 3:16), “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым” (2Пет. 1:21). Бог вдохновлял святых людей записывать слово Божие. Слово “богодухновенное” означает “исходящее от Бога”. Источником появления и распространения Священного Писания является Бог, и поэтому оно способно влиять на человека, который его читает или слушает.

Нам не следует забывать, что Священное Писание писалось людьми, вдохновленными Духом Святым. И через них Бог открывал Слово Свое настоящим и будущим поколениям. Например: Пророки во времена Ветхого Завета предсказывали о страданиях Иисуса Христа. Однако им было открыто Духом Святым, что Божие обещание о приходе Мессии исполнится в будущем (1Пет.1:10-12). На этапе когда человек только получает обещание от Бога о будущем пришествии Христа, он ликует и радуется, потому что видит как Господь заботится о Своем народе и принимает участие в его судьбе. Подобные обетования1 вселяют надежду и уверенность в Боге (Ис. 7:13-14).

Когда мы читаем Библию, то должны помнить то, что через строчки Священного Писания с нами говорит Бог. Читая Ветхий Завет, мы узнаём характер Бога, что Он ждёт от своего народа. Это очень важно для нас, потому что Писание для нас не сухая теория, а руководство к действию и оно остается актуальным для всех верующих и во все времена:“Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего я послал его”

(Ис. 55:11). Господь через Писание открывает нам Свою волю, обличает нас, побуждает к покаянию и освящению, ободряет и утешает. Читая и исследуя Писание мы должны помнить что Оно обращено лично к нам, что это Слово Господне и для нас, живущих в XXI веке. Мы должны помнить, что цель Бога — чтобы мы были подобны Иисусу Христу – в мыслях и чувствах, и Дух Святой через Священное Писание побуждает нас к действию направленному к достижению этой цели, производя в нас изменения по Своему благоволению.

1. 3. Как писалась Библия.

Священное Писание сохранялось и передавалось из поколения в поколение со всей точностью. Этот процесс состоял из нескольких этапов:

  1. Устное предание от Адама до Моисея

1. Сначала избранный Богом человек получал откровение, затем он продиктовывал его писцу. “И призвал Иеремия Варуха, сына Нирии, и написал Варух в книжный свиток из уст Иеремии все слова Господа, которые Он говорил ему” (Иер. 36:4).

2. Во времена Нового Завета, христиане, которые были свидетелями жизни Иисуса Христа на земле, составляли повествования, но всегда по вдохновению свыше (Лк. 1:1-2).

3. Разные копии записанного Слова Божия передавались на оригинальном языке. Основной язык новозаветных книг – греческий, ветхозаветных – древнееврейский.

4. Копии записанного Слова Божия переводились на другие языки. Таким образом, откровение Божие, через Священное Писание, доходило до человека.

1. 4. Ветхий Завет.

Ветхозаветные книги делятся по характеру содержания на три группы:

  1. Исторические книги (Пятикнижие Моисея, Иисуса Навина, Судей, 1,2,3,4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии, Есфирь)

  2. Учительные книги (Иов, Псалтирь, Притчи, книга Екклесиаста, Песнь Песней)

  3. Пророческие (Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии)

    1. Исторические книги.

Пятикнижие Моисея.

Знакомит читателя со следующими темами: сотворение мира и человека, грехопадение и наказание первых людей, обетование Спасителя. Однако, основная тема пятикнижия “Избрание и освобождение”. Бог избирает для Себя народ из среды которого должен произойти Мессия. Далее, освобождение Израиля из Египетского рабства и заключение заветас ними через Моисея на горе Синай. Установление обрядового закона жертвоприношений и священства. Сороколетнее странствование евреев в пустыне по пути к земле обетованной.

Книги Иисуса Навина,Судей, Руфь.

Книга Иисуса Навина названа по имени Божьего избранника, который ввел народ Израильский в землю обетованную (Ханаан). Книга говорит о завоевании Израилем земли. Её ценность в том, что она открывает читателю значение повиновения. Бог исполняет Свои обещания, когда мы остаемся верными Его повелениям. Как раз книга Судей показывает последствие неповиновения Божиим заповедям для израильтян. В результате такого непослушания они постепенно отдалились от истинного богопоклонения. За это Бог позволяет соседним народам порабощать их, таким образом, побуждая их к раскаянию в своём заблуждении. После покаяния Бог посылал им Своих избранников, судей, которые освобождали народ и становились его правителями. Книга Руфь описывает то, как Бог помогает обычному человеку в его несчастиях и рассказывает трогательную историю женщины моавитянки. (Смотри приложение №1)

1,2,3,4 книги Царств и 1,2, Паралипоменон.

1,2,3,4, книги Царств примыкают непосредственно к книге Судей и первоначально составляли с ней одно целое. В книгах упоминается разделение Израильского царства на северное и южное, и главная их тема — показать отношение царей к Богу и деятельность таких пророков как Самуил, Илия, Елисей, Исайя. В них особенно подчеркивается греховность царей, из-за которой народ постигает бедствия и указывается на то, что именно она является причиной бедствий постигших народ. С высоты земного могущества Израиль скатывается в бездну унижения за свое отступление от Бога.

1,2 Паралипоменон. Греческое название этих книг означает “дополнение”. По сравнению с книгами Царств, они почти буквально повторяют многие данные, относящиеся к царям, а многое выпускают или дополняют новыми фактами, объясняя их с точки зрения священнослужителей. Особое внимание уделяется храмовому богослужению.

Книги Ездры, Неемии, Есфирь.

Книги Ездры и Неемии названы по имени двух великих людей, живших во времена частичного возвращения народа Израильского из вавилонского плена. Основная общая мысль этих книг, показать, что забота Божия и помощь народу обусловлены верностью Господу и Его слову. Книга Есфирь последняя из исторических летописей изображает Божью любовь к Своему народу, потерявшему независимость. Рука Божия невидимо управляет замыслами и поступками языческих царей. Книга названа по имени женщины, которая спасла свой народ от истребления.

II. Учительные книги.

Книга Иова побуждает читателя к размышлению над одной из самых сложных проблем в жизни человека, а именно, причина и цель страданий людей, живущих на земле.

Книга Псалмов — собрание 150-ти духовных песнопений, написанных в разное время в истории Израиля. Псалтирь представляет собой божественное откровение, потому что в них описывается будущее воплощение, страдание, смерть и воскресение Иисуса Христа. Особенно выразительны псалмы 2, 21, 109. “Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий” (Пс. 21:19). Это событие было описано псалмопевцем задолго до рождения Иисуса Христа. Параллельно важно отметить, что псалмы являются учебником молитвы.

Книга Притчей Соломоновых.

В книге представлены притчи, собранные и записанные при царе Езекии. От народных пословиц они отличаются тем, что первые содержат в себе мирскую мудрость, а последние основаны на Торе2 и связаны с предыдущим откровением. Поэтому, притчи являются примеромблагочестивого поведения для народа Божия.

Книга Екклесиаста или Проповедника. Проповедник решил испытать всё, поставив эксперимент.

Книга включает в себя размышление о суете и временности всех дел “под солнцем”. Сущность жизни заключается в том, чтобы соблюдать заповеди Бога, а не погружаться с головой в земную суету и временные заботы.

Книга Песнь Песней.

Книга знакомит христиан со взглядам Бога на брак и любовь между мужчиной и женщиной. Бог благоволит к браку и благословляет семейные узы. Также эта книга является прообразом отношений Христа и Церкви. У израильского народа Песней Песней считалась прообразом отношения Господа к Своему народу.

    1. Пророческие книги

Книга пророка Исаи

Книгу можно назвать ветхозаветным Евангелием. Мы встречаем два образа Мессии:страдающего (53 глава) и царствующего (11глава). Пророк за сотни лет до Рождества провозглашает спасение через Помазанника Божия, Который как кроткий агнец понесет на Себе преступления людей. Исаия пророчествовал также и о восстановлении Израиля после вавилонского плена.

Книга пророка Иеремии и Плачь Иеремии.

Бог призвал Иеремию через 60 лет после смерти Исаии. Пророк обличал во грехах царя Иудейского, вельмож, Израильский народ и предсказывал суровый Божий суд. Разрушение Иерусалима и его храма, семидесятилетнее пленение в Вавилоне, а так же провозглашал наступление эпохи Нового Завета.

Книга пророка Иезекииля.

Пророк жил и проповедовал в Вавилоне, во время пленения израильского народа. Бог призвал Иезекииля побуждать народ к покаянию и очищению от грехов, совершенных в прежние времена, и напоминать им о том, что праведник ответственен перед Богом за свою жизнь (Иез.3:20). Иезекииль вселяет в людей надежду на возвращение в Иерусалим и восстановление города и храма.

Книги других пророков Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, содержат в себе также слова Божии побуждающие народ к социальной справедливости, ответственности за милосердное отношение к ближнему.

1. 5. Новый Завет.

Ветхий и Новый Завет неразрывно связаны друг с другом. Книги Ветхого Завета упоминаются в Новом под названием “Писания”, “Закона и Пророков” (Мф. 22:29,7:12). Иисус ссылается на “закон и пророков” как на документы, содержащие в себе истину. Мы рассматриваем Новый Завет как продолжение и завершение Божьего плана по спасению всего человечества. Всего книг Нового Завета – 27, и по характеру содержания их можно условно разделить на три группы:

  1. Исторические книги (Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, и Деяния Апостолов)

  2. Учительные (Послания апостола Иакова, Петра, Павла, Иоанна, Иуды, послание к евреям)

  3. Пророческая книга (Откровение Иоанна Богослова)

    1. Исторические книги.

Евангелие от Матфея.

Книга написана для евреев одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа, который без колебания оставил свое занятие (сбор податей) и последовал за Иисусом. В евангелии Матфей доказывает, что отвергнутый Иисус из Назарета – предсказанный пророками Христос и по Своему происхождению от царя Давида, законный царь Иудейский.

Евангелие от Марка.

Марк, прежде всего, представляет читателю Иисуса как страдающего слугу. Христос готов служить другим: “Ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мк. 10:45).

Евангелие от Луки

Лука написал евангелие для некоего Феофила, желая рассказать ему о возникновении христианства. Он описывает Христа больше как человека. “Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее” (Лк.19:10). Предположительно, евангелие от Луки было написано для язычников.

Евангелие от Иоанна

Книга составлена любимым учеником Господа Иисуса, которому Господь поручил заботу о Своей матери. Иоанн описывает Христа прежде всего как Бога. “Я и Отец – одно” (Ин.10:30).

Деяния Апостолов

Книга является вторым томом евангелия от Луки. В ней описывается сошествие Духа Святого на апостолов, возникновение и развитие церкви. Апостолы, исполненные Духа Святого продолжали земное служение Иисуса Христа: проповедовали Слово Божие и организовывали новые церкви.

    1. Учительные книги

Этот раздел включает в себя послания апостолов. Они писали письма церквям которые были организованы в результате благовестия. Цель посланий:

1. Помочь новым общинам в решении житейских и богословских вопросов, когда возникали споры и разногласия между членами церкви. “Поэтому, братья мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите” (1Кор. 11:3).

2. Ободрить в гонениях. “Только бы не пострадал кто из вас как убийца…а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь” (2Пет. 4:16).

3. Предостеречь от какой-либо ереси. “Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них” (Гал. 4:17).

III. Пророческая книга.

Последняя книга библии – Откровение (Апокалипсис). “Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре...” (Отк.1:1). Книга повествует о будущем восстановлении мира и справедливости на земле. С самого начала она стала книгой утешения и надежды для христиан в дни испытаний и гонений. Без этой книги библия оказалась бы незаконченной, потому что Откровение Иоанна показывает завершение Божьего плана спасения на земле.

1. 6. Правила пользования Священныи Писанием.

Мы уже говорили о том, что Библию писали святые люди, вдохновленные Духом Святым. И христианину важно понимать какуюнеобычную книгу он держит в руках. Писание, автор которого сам Бог. Дух Божий не только автор Священного Писания, но и его истолкователь. “Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин. 14:26). Дух Божий не только напоминает христианам Слово Божие в различных житейских ситуациях, но помогает правильно понимать и истолковывать тексты Священного Писания. Поэтому, перед чтением Библии, хорошо было бы обратиться в молитве к Богу и попросить у Него мудрости и откровения для правильного понимания Слова Его. И важно запомнить, что Бог как автор Библии, в истолковании Священного Писания никогда не будет противоречить Сам Себе. Если интерпретация какого-либо священного текста не соответствует библейскому учению, то мы не можем признать такое объяснение верным.

Однако, друзья, Библия включает в себя тексты, которые очень трудно истолковать однозначно. В таких случаях лучше довериться Богу, Он знает подлинное значение каждого стиха в Библии, и в вечности мы поймем то, что было для нас тайной. К тому же, обычно такие тексты не являются значительными для христианского вероучения, в отличие от текстов первостепенной важности, которые недвусмысленны.

Во время чтения Библии у христиан возникает много вопросов. Где найти правильные ответы?

1. Библия толкует Библию. Записываете трудные для понимания тексты, и в процессе чтения Библии вы найдёте на них ответы, сравнивая одно место Писания с другим. Когда возможно подобное “самотолкование”? Если одна книга объясняет другую, один текст – другой, Новый Завет – Ветхий, и наоборот. Следовательно, нам необходимо старательное изучение библии.

2. Купите хорошие, христианские толкования на тексты Священного Писания (Например: Баркли, толкования Даллаской семинарии , Библия говорит и сегодня, и другие). Посмотрите, какие толкования есть в вашей церковной библиотеке. Если Вы сомневайтесь хорошее у Вас толкования или нет — подойдите за советом к служителю.

3. Регулярно посещайте собрания или группы по изучению Библии. Совместное размышление над Священным Писанием является огромным благословением и назиданием для христиан.

Ничто не помогает верующим лучше понять и изучить Библию, как регулярные и постоянные чтения. Для этого более всего подходят утренние часы, когда тело еще не сильно устало от дневной работы и еще есть силы и желание читать и размышлять над Словом Божиим. Начните утренние чтения с Нового Завета, а затем постепенно переходите на Ветхий Завет. Сколько вы сможете за один раз прочитать определите сами. Для христианина важна не скорость чтения Слова Божия, а сам процесс. Он включает в себя осмысление прочитанного. Когда вы изучаете Библию, пользуйтесь сносками на параллельные стихи и симфонией:

1. Слово “симфония” означает созвучие. Этим словом называется музыкальное произведение, написанное для оркестра. Оно так же применяется и к книге, в которой слова Библии расположены в алфавитном порядке для более удобного их нахождения. Например, нам нужно найти все стихи в Библии в которых говорится о радости. Находим в симфонии слово “радость” и под ним располагается список необходимых стихов.

2. Параллельные сноски. В библии справа от стиха или под ним (в зависимости от издания ) мы обнаруживаем сноски. Для чего они нужны? Это сноски на паралельные стихи. Они помогают нам в наших размышлениях над Словом Божиим. Например, 1Фес. 5:17 “Непрестанно молитесь” рядом со стихом дается сноска на Кол. 4:2 “Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением”. Первый стих призывает нас постоянно молиться, а второй говорит нам о том, чтобы наши постоянные молитвы включали в себя еще и благодарение.

При чтении Писания постарайтесь ответить на три важных вопроса:

      1. Какое практическое поучение содержится в данном тексте?

      2. Какой грех изобличает прочитанный текст?

      3. Какое утешение дарует рассматриваемый текст?

Тексты для запоминания.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен»

2Тимофею 3:16

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя»

1 Тимофею 4:16

«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина»

Евангелие от Иоанна 17:17

«Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей»

Псалом 118:105

Вопросы к уроку:

  1. Что такое богодухновенность Библии?

  2. Возможно ли дополнить Библию?

  3. Какие виды книг Ветхого Завета Вы знаете?

  4. На какие группы можно условно разделить книги Нового Завета?

  5. Как правильно пользоваться Библии?

 

1Обетования – торжественное обещание, обязательство.

2Тора – Пятикнижее Моисея.

Добавить комментарий