11. Евангельские христиане-баптисты

Почему мы называемся евангельским христианами – баптистами? Откуда мы появились? Во что мы верим? Какова наша история? На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке.

Название или термин «Баптисты» произошло от греческого слова «Баптидзо», что означает крестить или погружать. Как мы знаем – книги Нового Завета были написаны на греческом языке. Таким образом первым баптистом был Иоанн Креститель, называемый в оригинальном тексте Нового Завета Иоанн Баптист.

Первыми же христиане, которые осознанно назвали себя баптистами появились в

Англии и Голландии в начале XVII века. На сегодняшний день в мире более 70 миллионов христиан, которые считают себя баптистами. Большинство из них входят во Всемирный Баптистский Альянс. На первый взгляд они кажутся разными. У них по разному проходят богослужения, они входят в разные союзы и объединения, но есть незыблемые принципы, которые объединяют всех баптистов.

Эти принципы можно свести к 7 важнейшим пунктам, их ещё называют «семью принципами баптизма».

  1. Библия является единственным непогрешимым Божественным авторитетом в вопросах веры и практической жизни. Все свои традиции, жизненные установления баптисты сверяют со Священным Писанием. Такому отношению учил Иисус Христос говоря Своим ученикам «Исследуйте Писание..» Священное Писание является единственным авторитетом в спорах и дискуссиях по самым различным вопросам. Именно поэтому в поместных церквах ЕХБ центральное место уделяется изучению Библии. Проповедь Слова Божьего стоит в центре богослужебных собраний, особое значение в жизни церквей уделено Библейским разборам. От членов поместных церквей требуется постоянно пребывать в Слове, то есть ежедневно читать и изучать Библию, сверяя свою жизнь с теми требованиями, тем учением которые изложены на её страницах. Если возникают в жизни верующих какие-либо конфликты, то решать их следует в соответствии с принципами изложенными в Священном Писании. Мы верим, что Библия Вдохновенное Богом Слово Божие, следовательно через строчки Священного Писания с нами разговаривает Бог через Святого Духа – третьей личности Святой Троицы. Читая и изучая Библию христианин должен задавать следующие вопросы: Что это означало в то время, когда писался читаемый нами текст? Что это означает сейчас для церкви и для меня лично? Что я должен делать, как себя вести, как поступать в соответствии с тем, что прочитал.

  2. Церковь должна состоять из людей возрождённых духовно. Иными словами членами церкви должны быть люди покаявшиеся перед Богом в своих грехах и живущих в соответствии со Слово Божьим. Апостол Павел писал «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Исходя из этого Церковь как незримое Тело Христа должно состоять из духовно живых людей, Рождённых Свыше Духом Святым, разделяющая жизнь Своего Главы. Покаяние же есть не только простое перечисление своих грехов, но и отдача всех своих грехов Богу, и поворот к новой жизни – жизнь под руководством Духа Святого. Как же отличать – возрождён духовно человек или нет? У человека рождённого от Духа должны быть духовные плоды. Согласно Послания Галатам : «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.»(Гал.5:22-24). Ученики Христа узнаются по плодам. Эти плоды должны быть видны в возрождено духовно христианине. У человека искренне обратившимся к Господу в молитве покаяния жизнь меняется. Он искренне любит своих братьев и сестёр по вере и это любовь проявляется в добрых делах по отношению к ним, он миротворец, избегает конфликты и урегулирует их. Он имеет терпение во всём, терпит нападки неверующего окружения, терпит несправедливость, терпеливо переносит тягости быта, болезни, жизненные неудачи. Рождённый свыше христиан является носителем добра. Дела милосердия известны ему, он рядом с нуждающимися, больными, вдовами, сиротами оказывая им всестороннюю помощь. Жить по духу – значит жить верой, верой в Господа, который всегда рядом, который всегда готов придти на помощь, верой в то, что Бог усыновил и ведёт по жизни и всё, что происходит с дитем Божьим, является самым наилучшим для него. Христианин живёт верою в прощение грехов, в жизнь вечную, верою в скорое пришествия Господа Иисуса Христа, верою в Воскресения мёртвых. Следствием этой веры является кротость и воздержание. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.» (Мф.5:5) Говорит Иисус Христос в Нагорной проповеди. Кроткий человек не спорит, не ссорится, не ищет своего, а ждёт высшей справедливости от Бога. Образцом кроткого человека в Библии, Господь называет Моисея. Ну и конечно, отличною чертою возрожденного христианина является воздержание. Прежде всего воздержание от греха, воздержание от всего того, что противно Богу, что не служит к миру в церкви.

Всё это не возникает вдруг, Господь помогает духовному Христианину развивать и взращивать в себе все эти плоды. Проявление этих даров в жизни верующих Детей Божьих являет окружающему миру Иисуса Христа и служит распространению Царства Божьего на земле.

  1. Заповеди Иисуса Христа о крещении и Причастии (или Хлебопреломлении) могут быть преподаны только возрождённым людям. Поскольку крещение есть обещание Богу доброй совести, сочетание со Христом, вхождение в Церковь со всеми правами и обязанностями, символическая смерть для старого и воскрешение для новой жизни, крещаемый должен ясно осознавать на какой шаг он идёт. Поэтому баптисты не крестят младенцев не могущих дать отчёт за свои действия и не крестят взрослых людей которые не возрождены духовно. Баптисты очень серьёзно подходят к вопросу крещения. Только после того, как поместная церковь убеждается в искренности намерений кандидата на крещение, ему преподаётся крещение. Только крещённый по вере может участвовать в Причастии, или Хлебопреломлении, что основывается на 1 Коринфянам 10:16-17, где сказано, что чаша это приобщение к Крови Христовой, а хлеб – приобщение Тела Христова. Мы знаем, что членами Тела Христова могут быть только Духовно Возрождённые люди – Рождённые Свыше покаявшиеся в своих грехах и вступившие в Завет с Господом через Святое Водное Крещение, и находящиеся в мире с церковью, и с братьями и сёстрами. Отлучённые, и находящиеся на замечании не могут принимать участие в Хлебопреломлении. Хлебопреломление проводится в церквях ЕХБ, как правило, в первое воскресение каждого месяца и в страстной четверг перед Пасхой, однако по решению поместной церкви вечеря может совершаться и чаще.

  2. Каждая поместная церковь имеет полную самостоятельность. Поместная Церковь самостоятельно решает все внутрицерковные вопросы как то, избрание и переизбрание пресвитеров, диаконов, членов церковного или братского совета, приём и исключение членов церкви, наложение дисциплинарных взысканий, хозяйственно – финансовые и другие вопросы. Общее собрание членов церкви является высшим органом управления поместной церковью, собрание избирает служителей – пресвитеров, диаконов, церковный совет, ревизионную комиссию и т. д. Избранные служители поместной церкви отчитываются перед членским собранием церкви. Общее собрание принимает все решения голосованием. Ни одна вышестоящая инстанция, как то руководство Союзом или объединением, не могут отменить решения церкви, но это не значит, что церковь не прислушивается к мнению руководящего органа.

  1. Члены поместной церкви равны в своих правах, иными словами не существует разделения на священство и мирян. Различие в церкви носят только функциональный характер, поскольку все члены церкви входят в одно Тело – Тело Христа. Различие только в обязанностях. Равноправие основано на принципе «царственного священства» Каждый член баптисткой церкви является её полноправным представителем и должен активно участвовать в служении. Однако, это не означает, что не следует прислушиваться избранных церковью служителей. Своим избранием и последующим рукоположением сама церковь признаёт, что эти люди поставлены Богом для духовного руководства верующих (Деян. 20:28). Это относится прежде всего к пресвитерам (пасторам), но также и к диаконам как соработникам пресвитера (1 Кор. 3:6-9).

  2. Свобода совести для всех верующих и неверующих. Баптисты первыми в мировой истории христианства не побоялись провозгласить свободу совести или религиозную свободу для всех: мусульман, иудеев, буддистов, атеистов и многих других. Мы верим, что выбор Христа должен быть исключительно добровольным (Ин. 6:66-67).

  3. Церковь должна быть отделена от государства. История показала, то есть только один способ благополучного существования церкви и государства – невмешательства в дела друг друга. Дело в том, что они принадлежат к разным мирам: Церковь принадлежит к небесному миру – к Божьему Небесному Царству – вечному, неизменному, справедливому подчиняющемуся только Божьим Законам, а государство принадлежит к земному миру – временному, греховному, ограниченному. Однако и церковь и государство являются Божьими установлениями и могут сотрудничать в различных областях на благо всего общества.

Обязанности члена церкви (согласно вероучению ЕХБ 1985 года).

Член поместной церкви ЕХБ обязан:

Жить в соответствии со Священным Писанием и Вероучением ЕХБ.

Хорошо знать Священное Писание.

Соблюдать церковную дисциплину.

Оказывать особую честь и поддержку служителям церкви.

Нести посильное служение в церкви во Слову Божию.

Участвовать в служениях проводимой церковью.

Поддерживать церковь материально и молитвенно.

Быть достойным свидетелям Иисуса Христа во всех сферах жизни.

Устройство поместной церкви.

Как уже отмечалось — высшим органом власти в поместной церкви, после Господа нашего Иисуса Христа является членское собрание церкви, которое избирает руководство в лице пресвитера и диаконов, а также церковный совет (иногда его называют «братским советом»). Церковный совет помогает пресвитеру осуществлять руководство церковью. Обычно в церковный совет избирают диаконов, проповедников, руководителей различных служение, как например, — руководитель воскресной школы, регент хора, завхоз, молодёжный руководитель, бухгалтер, кассир и т. д.

В нашей стране поместные церкви ЕХБ объединены в Российский Союз Евангельских Христиан-Баптистов. Высшим органом Союза является съезд, который собирается один раз в четыре года. На съезде избирается председатель Российского Союза ЕХБ и его первый заместитель. Кроме того, избираются региональные заместители председателя. Регионы состоят из краёв, областей, автономных республик в которых избираются старшие пресвитеры, задача которых координировать деятельность поместных церквей с целью их успешного развития и образования новых церквей. При председателе Российского Союза ЕХБ существуют отделы, которые помогают координировать и развивать служения в поместных церквях. Председатель, его заместители, старшие пресвитеры образуют Совет Российского Союза ЕХБ, который руководит работой Союза в период между съездами.

Как же складывалась история баптистского братства в нашей стране?

Если отбрасывать всю предысторию, то днём рождения русского баптизма является 20 марта 1867 года, когда ночью миссионер из Литвы Мартин Карлович Кальвейт крестит ночью в реке Куре в Тифлисе русского молоканского пресвитера Никиту Исаевича Воронина – первого русского баптиста, который сразу же стал проповедовать Слово Божье. С этого началось распространение баптизма среди молокан Закавказья и Северного Кавказа.

Одновременно в немецких колониях на юге Украины начался переход в баптизм российских немцев. В 1858 году к ним присоединился крестьянин Ф. Онищенко, а в 1860 году происходит обращение М. Ратушного. В 1870 году происходит крещение Ивана Рябошапки, а в 1971 году Рябошапка крестит Ратушного.

В Таврической губернии в 60-х годах XIX века возникали первые баптистские общины – сначала немецкие, а потом русско-украинские, где среди молокан трудился замечательный миссионер Яков Делякович Деляков, в 1866 году он переселяется в село Ново-Васильевку Таврической губернии. В 1878 году среди Таврических молокан стали возникать общины баптистов.

В 1874 году в Петербург приезжает английский лорд Редсток, через его проповедь происходит обращения представителей высшего петербургского общества В. А. Пашкова, М. М. Корфа, А. П. Бобринского.

В 1878 году царская власть признаёт баптистов, но не русских, а иностранных и только 1883 году власти официально разрешают представителям всех сектантов, то есть не православных проводить свои богослужения. В 1884 году в Ново-Васильевке на первом съезде русских баптистов был создан Союз русских баптистов.

Вслед за этим съездом начались репрессии против баптистов царского правительства и Русской Православной Церкви. Гонения с разной интенсивностью продолжались до 1905 года. С 1905 года в России начали действовать законы о веротерпимости. Баптисты были признанны государством, им разрешалось регистрировать общины, строить молитвенные дома, издавать литературу. Лидерами Союза Баптистов были Василий Гуревич Павлов и Дей Иванович Мазаев. Союз был хорошо организован и имел чёткое вероучение. Однако из-за конфликтов поколений, и некоторым идейным расхождением между молодыми образованными служителями и служителями старой молоканской школы образовались группы вне Союза Баптистов. Это в основном была молодёжь. Лидером нового молодёжного евангельского движения стал Иван Степанович Проханов. В сентябре 1909 года в Петрограде образовался новый Союз Евангельских Христиан, который по своему вероучению очень незначительно отличался от Союза Баптистов. Отношения между ними были очень непростыми. В течении ряда лет проходили совместные съезды, на которых братья пытались договориться об объединении двух Союзов в один, но в течении многих лет это намерение не претворялось в жизнь.

После революции 1917 года Советская власть приняла декрет об отделении церкви от государства и школы. С одной стороны власть дало свободу верующим, с другой – начало активно бороться против Православной церкви. В это время происходит бурный рост поместных церквей как евангельских христиан, так и баптистов. Выпускались многочисленные журналы и газеты, проводились евангелизации и открытые диспуты, посылались миссионеры во все уголки России. Это естественно не нравилось Советской власти, которая провозгласила коммунизм и атеизм как государственную идеологию. С 1928 года развязывается широкомасштабная антирелигиозная компания. Баптисты названы самой вредной и опасной сектой. В 1929 году были приняты новые законы по которым невозможно было заниматься проповедью Евангелия, открывать новые церкви, и т. д. Согласно Конституции СССР разрешалась только антирелигиозная пропаганда. Не о какой проповеди не могло быть речи. С это го же года начинается волна непрерывных репрессий против верующих. Деятельность Союза баптистов и Союза Евангельских христиан была прекращена. Затем, через год власти разрешили возобновит деятельность обеих союзов, но 1935 году Союз Баптистов был закрыт, так как практически все лидеры были репрессированы. Тридцатые годы – были периодом очень тяжёлых испытаний, аресты служителей не прекращались до самого начала войны. Жизнь братства проходила в поместных общинах, но, за редким исключением, все молитвенные дома были закрыты. С началом Великой Отечественной Войны отношение Советской власти к религии изменилось. В 1942 году в Москве образовался временный Совет Евангельских христиан и баптистов, а в октябре 1944 году произошло объединение евангельских христиан и баптистов в один Союз, который назвали Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В августе 1945 года к Союзу присоединились Христиане Веры Евангельской (пятидесятники) на основе особых соглашений, но это присоединение не было естественным, и когда началась Перестройка пятидесятники вышли из ВСЕХБ. ВСЕХБ начинает восстанавливать жизнь поместных церквей, выпускать журнал «Братский Вестник», принимать участие во всемирном баптистском движении. Однако из-за запрета регистрации целый ряд церквей не смогло войти в состав ВСЕХБ. Кроме того власть запрещала проводить съезды Союза, на местах представители власти вмешивались в жизнь поместных церквей. В конце 50-х годов в СССР был взят курс на построение коммунизма, в связи с эти усилилась антирелигиозная деятельность. Власть заставила руководство ВСЕХБ поставить законы атеистического государства над евангельскими принципами. Всё это вызвало волну протеста братстве. В 1961 году начала свою деятельность Инициативная группа, в результате деятельности которой в последующим образовался Совет Церквей ЕХБ. Целью служения Инициативной группы был возврат ВСЕХБ к евангельским принципам, но, к великому сожалению СЦ ЕХБ сам нарушил целый ряд принципов ЕХБ. Начиная с 70-х годов прошлого позиции ВСЕХБ и СЦ ЕХБ окончательно расходятся. На съездах ВСЕХБ 1963, 1966, 1969 годах происходит возвращение ВСЕХБ к евангельским принципам.

В 1985 году на съезде братства было принято вероучение евангельских христиан – баптистов, которое действует в Российском братстве до настоящего времени (смотри приложение).

Вместе с Перестройкой пришла и свобода вероисповедования. В 1988 году было широко отпраздновано 1000-летия крещения Руси. Прекратились преследования за веру. В начале 90-х годов началась активная миссионерская деятельность. Сотни миссионеров отправились в различные уголки нашей страны. В 1991 году, после разделения СССР на независимые государства, в каждом государстве – бывшей союзной республике был образован Союз ЕХБ. В России был образован Российский Союз Евангельских христиан – баптистов, который продолжает действовать в настоящее время.

Стихи для заучивания:

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.

(1 Петра 2:17)

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

(Евреям 13:7)

Вопросы:

  1. Что означает слово «баптист» ?

  2. Назовите основные принципы баптизма?

  3. Как вы понимаете полную самостоятельность (автономность) поместной церкви?

  4. Перечислите обязанности члена церкви.

  5. Кто после Христа является высшим руководящим органом поместной церкви?

  6. Когда был крещён первый русский баптист?

Добавить комментарий