12. Исторический путь христианства

 

12.1. Ранняя церковь.

Христианство начинает свою историю с истории земной жизни Господа Нашего Иисуса Христа. После смерти и Воскресения наш Спаситель в течении сорока дней являлся своим ученикам, а затем вознёсся на небо повелев ученикам ожидать в Иерусалиме сошествия Духа Святого. В праздник Пятидесятнице в Иерусалиме произошло сошествие Духа Святого на учеников. Этот день является днём основания христианской церкви. Первоначально церковь развивалась только в Иерусалиме, но потом, в результате гонений, верующие начали рассеиваться и нести Евангелие в разные концы Римской империи. Огромную роль в развитии церкви первого века сыграла миссионерская деятельности Апостола Павла.

Поначалу последователи Христа называли себя просто «учениками», позже в общине города Антиохи, появилось наименование «христиане».

У ранней церкви были свои особенности. Ранняя церковь – это апостольская. Апостолы, поставленные Самим Христом обладали особой Божественной властью и пользовались среди верующих практически непререкаемым авторитетом. В то время ещё не было написанного Нового Завета. Не были ещё сформулированы символы веры. Бог зная о малочисленности и духовной молодости христиан, являл им многочисленные чудеса, о которых мы читаем в книге Деяния Святых Апостолов. Период активных чудес закончился вместе с эпохой апостолов. В дальнейшем церковь, созревшая духовно, будет призвана ходить больше верую, чем виденьем чудес, и это имеет место до наших дней.

К середине 1 века, когда стало очевидно, что Христос не придёт за церковью, вот-вот, а апостолы уже старели, возникла необходимость записать наиболее важные моменты из жизни и учения Господа Иисуса Христа. Так были написаны Евангелия. Несколько ранее апостолы начали писать письма к церквям, в которых объясняли различные аспекты духовной и церковной жизни. К концу 1 века были написаны все богодухновенные книги, которые вошли в читаемый нами Новый Завет.

С самых первых лет своего существования церковь подвергалась гонениям. В первые десятилетия это были гонения со стороны фарисеев. Потом гонения и притеснения начались со стороны властей Римской империи. В 64 году в Риме произошёл грандиозный пожар, который уничтожил большую часть города. Император Нерон обвинил в поджоге римских христиан. Начались гонения, христиан хватали, подвергали пыткам, сажали в темницы не щадя ни женщин, ни детей, которые также подвергались страшным пыткам и казням. Христиан отдавали на съедение зверям на аренах цирков, делали из них живые факелы, подвергали множеству издевательств. В большинстве своём христиане переносили страдания очень мужественно, встречая смерть с воодушевлением прославляя Христа. Главные причины гонений заключались в том, что христиане не воздавали божественных почестей императору и его изображениям, и не считали римских богов, за таковых. Кроме тог христиане имели очень близкие братские отношения между собой, происходило стирание границ между различными социальными группами, а это считалось нарушением общественных устоев. Ну и для язычников христианский образ жизни был непонятен, а следовательно подозрителен. После смерти Нерона гонения стихли, но в 91 году начались вновь и продолжались с небольшими паузами вплоть начала IV века. За время гонения II и III веков духовной жизни христиан происходят перемены. Постепенно, под воздействием внешних обстоятельств начало складываться убеждение, что одной веры недостаточно, надо зарабатывать её делами. Были те, которые считали, что причина страданий – недостаточная святость церкви. Мученичество воспринималось, как гарантия спасение. Умереть мученической смертью было очень почётно. Постепенно останкам мучеников начали поклонятся, рассказы об их подвигах передавались из уст в уста, а места захоронений становились центром собраний. Со временем развивался культ святых и их мощей. Постепенно под воздействием языческого окружения в христианство начали входить обряды. Такие установления как Крещение и Вечеря Господня, которые в церкви 1 века носили символическое действо, постепенно превратили в таинства предав им мистический смысл и силу. Крещение стало спасающим актом. Вечеря Господня превратилась в таинственное мистическое священнодействие. В период гонений стало превозносится безбрачие, что стало одной из предпосылок зарождения в IV веке монашества. Во II и III веках происходит усиление позиций глав христианских общин, которых стали называть епископами. В ранней церкви термин епископ или пресвитер были синонимами. Постепенно епископы сконцентрировали в своих руках всю церковную власть. Такая система правления стала называться монархическим епископатом. Церковь постепенно разделилась на духовенство (во главе епископ) и мирян (простые верующие). Верность Христу и Церкви стала отождествляться с верностью епископу.

12.2. Христианство во времена Константина. Богословские споры.

В 313 году власть в Римской Империи перешла к императору Константину. Гонения прекратились, а вскоре империя стала христианским государством. По всей стране возводились христианские здания. Сам Константин только за несколько дней до смерти принял крещение. Постепенно христиане стали настолько заботится о построении христианского государства, что забыли о возвращении Христа. Однако конец гонений и изменении жизни омрачилось сильным вероучительным спором. Спор начал Александрийский пресвитер Арий. Он выдвинул учение о том, что Иисус Христос не был воплотившимся Богом, а лишь первым из творений Божьих. Арий отрицал, что Дух Святой является Богом, а также отрицал учение о Триедином Боге основанном на Священном Писании. Для разрешения этих вопросов был созван Первый Вселенский собор – съезд епископов всей страны. Этот собор состоялся в 325 году в городе Никея и получил название Никейского Собора. Впервые с апостольских времён самые авторитетные христианские лидеры того времени собрались вместе. Это предало собору очень большой вес. Учение Ария было отвергнуто.

Превращение христианства в государственную религию отрицательно сказалось на духовной жизни церкви. Началось государственное преследование язычников и еретиков. Быть членом христианской церкви стало выгодно. Церкви, с целью облегчения восприятия новообращенных, начали использовать изображения. Церковные службы начали принимать всё более зрелищный характер. Начинает распространятся обычай крещения младенцев. Со временем среди христиан утвердилось мнение, что крещённые дети в случае смерти идут в рай, а не крещённые в ад.

В III-IV веке зарождается монашество. Причин этого явление было несколько. Во время гонений первых веков среди христиан распространилось мнение, что невозможно достичь святости живя в семье. Также, как мы уже говорили, христиане начали зарабатывать спасение делами. Под влиянием греческой философии входил в моду монашеский аскетизм выражающийся в ограничении естественных потребностей, а также самоистязании. Но особенно важной причиной возникновения монашества стало очень плачевное духовное состояние церквей IV века. Верующие уходили в безлюдные места и создавали там монашеские общины. Но не смотря на упадническое духовное состояние церкви того времени Господь сохранял искренних благочестивых пастырей. Одним из них был Иоанн Златоуст (347-407) – величайший проповедник, проповеди которого издаются до сих пор.

В 381 году на втором Вселенском Соборе был принят Никео — Царьградский Символ веры.

В течение IV – V христианство широко распространяется.

IV век был веком утверждения истинны о Троицы. В V  веке стихли споры о Божественности Христа, вера в Него как в Бога, единосущного Отцу, уже не ставилась под сомнение. Но возникли споря о том, обладал ли Христос человеческой природой. Был выдвинут тезис о том, что Христос не имел человеческого разума и души. Но этот взгляд был отвергнут.

В пятом веке возник новый спор, как называть Марию – Богородицей или Христородицей. Некто Несторий полагал, что Мария родила не Бога, а Христа, можно было подумать, что Христос не воплотившийся Бог. Казалось, что Нестрий разделяет личности Сына Божия от человека Иисуса. Созвали Третий Вселенский Собор. Победила библейская точка зрения.

Христиане в то время воспринимали Христа как грозного Судью, забывая о том, что Он есть Любовь, Он есть гарант нашего спасения, и воспринимали Марию, как посредницу между Христом и человеком. Складывался культ почитания Богородицы.

В 451 году Халкидонский собор разрешал с монофизитами, которые слили в едино человеческую и Божественную природу Христа. Согласно этой теории Иисус был человком лишь номинально. Божественная природа Христа поглотила человеческую. Халкидонский собор осудил эти взгляды. Но не все церкви поддержали его решения и целые страны, такие как Египет, Эфиопия, частично Сирия, а затем Армения – остались монофизитскими.

В 395 году Римская империя разделилась на две части: Восточную – со столицей в Константинополе (нынешний Стамбул) и Западную со столицей в Риме. В Западной империи первым по значимости считался епископ Рима, игравший большую политическую роль. Это было очень неспокойное время, Римская империя подвергалась атакам врагов со всех сторон. В критических ситуациях именно папы и церковные структуры оставались единственными гарантами общественной стабильности, порою заменяя собой государственный органы, оказавшиеся не способными осуществлять свои функции. Политическая роль римских пап всё более усиливалась и папы стали претендовать на исключительную роль в христианском мире. Церкви находящиеся в восточной части империи не хотели признавать главенства римских пап. Восточная Римская империя иначе называлась Византия, это было достаточно сильное государство, административная система которого подчиняла себе церковь. Церковь в Византии не имела самостоятельного политического голоса. Главой церкви был патриарх, который фактически назначался императором. В VI веке византийский император Юстиниан создал теорию «симфонии», то есть неразрывного и гармоничного соединения церкви и государства, способных выполнять свои функции только в союзе друг с другом. Государству в этом союзе отводилась роль защитника церкви – истинной хранительнице веры. Церковь превращалась в идеологическое учреждение, в обмен на государственную поддержку. Реальным главой церкви становился император.

В это время развивается борьба сторонников и противников икон. С IV века изображения становятся неотъемлемой частью церковных зданий. В V веке ещё не было почитания икон. В переводе греческое слово «икона» означает просто изображение. Постепенно в сознании людей икона обрела черты чего-то священного. Возникла острая борьба между противниками и сторонниками иконопочитания. Открытые столкновения по этому вопросу начались в VIII веке. Иконоборцы, поддерживаемые императором, изымали иконы из церковных зданий и уничтожали их. Иконопочитатели преследовались. Ситуация в стране накалилась. Иконопочитание стало ещё более фанатично. Император Константин V, желая покончить с иконами созывает собор, запретивший иконы, но этот собор не был признан многими христианами и был отвергнут римским папой. Через некоторое время на престол взошла императрица Ирина, страстная почитательница икон, и начала проводить политику покровительства иконам, жестко преследуя противников иконопочитания. В 987 году она созывает в Никее 7 Вселенский собор, на которое не допускает противников иконопочитания. Собор не только узаконил иконопочитания, но и сделал его обязательным. Признание икон и их почитания стало мерилом правоверности. Взгляд, согласно которому христианин обязан молится перед иконой, является опаснейшим суеверием, широко распространённым среди православных и католиков до сего дня.

12.3. Начало христианства на Руси.

В IX веке начинается активное распространение христианства среди славян. Кирилл и Мефодий – самоотверженный служители Христа переводят евангелие на славянский язык. В 893 году ученик Кирилла и Мефодия – пресвитер Константин – создал новую славянскую азбуку, известную как «кириллица». Именно эта азбука лежит в основе русского алфавита.

В 980 году единоличным правителем Руси стал князь Владимир Святославович. Стремясь упрочить единое государство он решил провести религиозную реформу. В 980 году произошло крещение князя Владимира и его дружины, затем начали крестить простых жителей. В 988 году крестили жителей Киева. Этот год считается годом крещения Руси. Крестили насильно. Тех кто не хотел подчинится Владимир объявлял своими врагами. Особенно сопротивлялись такой «христианизации» жители Новгорода. Дружине пришлось применять силу.

Почему Владимир принял христианство? Летописи говорят, что выбирая из других верований, Владимир остановил свой выбор на византийской модели христианства потому что княжеских послов потрясло великолепие греческого богослужения. Скорее всего на решение Владимира повлияли политические и экономические факторы. Русь имела очень тесные контакты с Византией. Вероятно его устраивал тот факт, что византийская церковь во всём подчиняется государственной власти – в отличие и западной церкви.

12.4. Великий раскол.

С годами пути Западной и Восточной церквей расходились. На это было много причин. Это разные богослужебные языки, разные политические условия, отличие в понимании богословских вопросов. Например на Востоке Вечерю Господню совершали с использованием дрожжевого хлеба, а на Западе – перстного. На Западе утвердился целибат – безбрачие священников, а на Востоке священники были женатыми. И многое другое. В 1054 году произошёл окончательный разрыв между Константинополем и Римом.

В VI веке на юге Аравийского полуострова начинает проповедовать пророк Мухаммед. В результате его проповеди образуется новое учение, которое стали называть исламом. Всё больше арабов становится последователями ислама – мусульманами. Основа учение ислама укладывается в простую форму «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». После смерти Мухаммеда в 632 году арабы начинают продвижение на север и вскоре взяли под контроль Ближний Восток. Мусульмане быстро обосновывались там и, захватив Персию, Сирию, Палестину и начали продвигаться на запад быстро овладев побережьем Северной Африки захватили Испанию, вплотную подойдя к границам Франции.

12.3. Крестовые походы.

Нужно было противостоять этому нашествию. Тем более, что уже множество христиан находились под мусульманами и их положение ухудшалось. Эти события привели к организации крестовых походов – широкомасштабных военных экспедиций объединённых западноевропейских сил. Первый поход был организован папой Урбаном II в 1096 году с целью завоевать Иерусалим и всю Палестину для того, чтобы иметь возможность посещать места связанные с земной жизнью Иисуса Христа, оказать поддержку Византии в борьбе против Турок, облегчить положение христиан, живущих на территориях контролируемыми мусульманами. Одержав ряд побед крестоносцы в 1099 году взяли Иерусалим. Взятие Иерусалима превратилось в страшную резню в результате которой погибло несколько десятков тысяч человек. Город захлестнуло кровью. Это сильно подорвало репутацию крестоносцев, хотя поставленные цели были выполнены. Второй поход в 1147 году окончился полным провалом, третий поход в 1189 году также окончился неудачей, а IV крестовый поход окончился вообще разграбление Константинополя – столицы христианской Византии. В результате крестовых походов сильно пошатнулась власть римских пап. Крестовые походы привели к развитию культа реликвий, крестоносцы привозили с собой в Европу всякие «Части Креста Христова», «головы Иоанна Крестителя» и т. д. Создалась целая индустрия торговли этими подделками.

12.4. Жизнь церкви на Западе.

В Западной церкви, которую стали называть католической, с начала XII века начали возникать и расти различные монашеские ордена. Обычно это были «нищенствующие» ордена, члены которых давали обет бедности. В то время монастыри обрастали своим имуществом и богатели, а «нищенствующие» ордена наоборот решили служить бедным. Самые известные ордена это орден доминиканцев, названный в честь основателя монаха Доминика де Гусмана и орден францисканцев, названный в честь его основателя Франциска Ассизского.

При Папе Григории IX в Европе начали действовать суды инквизиции, призванные бороться с еретиками. Изобличённые в ереси и своевременно покаявшиеся приговаривались к заключению в тюрьму, конфискации имущества и другим наказаниям. Те же, кто упорствовал, обрекали себя на мучительную казнь на костре. Инквизиция отняла жизнь у тысячи невинных людей и легла позором на римско-католическую церковь.

12.5. Другие христианские течения.

На ряду с официальными церковными организациями, такими как римско-католическая церковь на Западе и православная на Востоке возникали христианские течения шедшие своим особенным путём. Они возникали из-за неудовлетворённости простых людей низким духовным уровнем официальных служителей и безнравственностью царящей в церкви. Всегда были люди, желающие истинного познания живого Бога в простоте и жаждущие простых евангельских истин. Не всегда эти люди избирали верные пути для познания Бога. Самые известные это так называемые Богомилы в Болгарии, Катары в Южной Франции, которые были похожи на Богомилов и являлись еретиками с точки зрения Священного Писания, в отличие от Вальденсов на юге Франции, которые проповедовали Слово Божие призывая людей к покаянию. В последствии Вальденсы порвали с католической церковью.

12. 6. Реформация.

В начале XVI века начинается великая протестантская Реформация – движение за возвращение к евангельскому христианству. Основной причиной Реформации был нравственный кризис католической церкви. Сильно изменилось сознание людей, особенно ремесленников и предпринимателей. Городские люди уже могли поставить под сомнение вероучение католической церкви. Католическая церковь очень сильно мешала развитию экономики. Было изобретено книгопечатание, что явилось большой поддержкой Реформации. Печатные материалы с идеями Реформации быстро распространялись по всей Европе.

Ключевую роль в Реформации сыграл Мартин Лютер, доктор богословия и профессор Витенбергского университета. 31 октября 1517 года Лютер вывесил на воротах церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями. Эти тезисы стали эффектом разорвавшийся бомбы. Истинные христиане со всех концов Европы оказали Лютеру поддержку. В 1521 году папа отлучил Лютера от церкви. Но было поздно – идеи Реформации овладели умами немцев. Лютер отказался отречься от своих взглядов даже перед императором Священной Римской империи. Он выдвинул ряд положений, которые стали основополагающими для всех последующих поколений протестантов. Он показал, что только Библия является высшим, неоспоримым и достаточным авторитетом в вопросах христианской веры и практической жизни. Также Лютер делает особый упор на то, что спасение человек получает исключительно по вере и по милости Божьей, безо всяких заслуг со стороны человека. Дела не являются основанием для спасения. После 1529 года сторонники Лютера стали называться протестантами. Это произошло после того, как сторонники Реформации правители различных земель и городов выступили с протестом против объявления католицизма единственной законной религией Германии. Со временем протестантами стали называть всех верующих порвавших с католицизмом, исповедующих принцип спасения исключительно по вере в Иисуса Христа и верховный авторитет Священного Писания.

Идеи Реформации стали завоёвывать Европу. Следующей страной после Германией принявшей Реформацию стала Швейцария, где лидером Реформации стал Ульрих Цвингли (1484 – 1531) В результате церковных реформ, которые он проводил, Цюрих стал протестантским городом. Были закрыты монастыри, запрещено почитание икон и людей, а католическая месса была заменена назидательными богослужениями. После смерти Цвингли духовным лидером швейцарской Реформации стал Жан Кальвин (1509-1564). Именно ему суждено было стать вторым по известности реформатором после Лютера. Его служение проходило в Женеве. Если Лютер стремился очистить католическую церковь от всего небиблейского, но при этом стремился сохранить церковные традиции, то Кальвин подходил к Реформации радикально и перестроил по библейскому образцу всю церковь.

Были и другие реформаторы стремившиеся к преобразованию церковной жизни. Часто эти группы желали более радикальных реформ, нежели те, которые проводили Лютер и Кальвин. Находились лидеры, которых не устраивала зависимость церкви от Государства и практика крещения детей. Были и те, которые впадали в различные ереси.

Одними из самых известных являются швейцарские анабаптисты. Лидером их был Конрад Гребель (1498 – 1526). Он и его сторонники проповедовали сознательное крещение во взрослом возрасте. Анабаптистами («перекрещиватели») их прозвали противники. Но Гребель говорил, что выступает не за перекрещивание, а за подлинное крещение по вере. Власти жестко расправились с швейцарским анабаптистами, они вынуждены были бежать из страны.

Анабаптисты обогатили мировое христианство идеей осознанного крещения по вере. До них об этом никто не говорил. И идеей церкви независимой от государства и официальных церковных органов, то есть нынешней идеей автономной церкви.

Анабаптисты подвергались жестоким гонениям как со стороны католиков, так и со стороны протестантов. Однако никакими казнями и преследованиями искоренить баптизм не удалось.

В начале 1534 года воинствующие анабаптисты захватили город Мюнстер, где стремились жить общиной. Мюнстер был объявлен Новым Иерусалимом, откуда Царствие Божие должно было распространятся по всей земле. Среди анабаптистов Мюнстера начало проповедоваться многоженство. Это окончательно скомпрометировало анабаптистов в глазах католиков и протестантов. В 1535 году Мюнстер был взят правительственными, члены общины были подвергнуты пыткам и казнены.

Оставшиеся анабаптисты бежали в Голландию в 1536 году к ним примкнул католический священник Менно Симонс (1496 – 1561). Он вернул анабаптистское к библейским основам. Он ввёл в вероучительный принцип – неучастие в войнах. Когда он умер анабаптисты – пацифисты стали называться менонитами.

В XVI веке реформация пришла в Англию. Сторонники реформы Церкви в Англии стали называться пуританами.

Протестантское движение охватило всю Европу. Католическая церковь ответила на Реформацию Контрреформацией, начало которой было положено на Тридентском соборе, который продолжался с 1545 по 1563 год с небольшими перерывами. Собор сыграл положительную роль в борьбе с злоупотреблениями духовенства, однако оставил незыблемым вероучение католической церкви, подчеркнув, что человек спасается не только верую, но и делами. Важным моментом в истории контрреформации стало создание военизированного ордена иезуитов, который официально назывался Общество Иисуса. Деятельность ордена носила ярко выраженный антипротестанский характер. В 1618 году в Европе началась кровопролитная религиозная война между католиками и протестантами, которая продолжалась тридцать лет.

12. 7. Зарождение баптизма.

Около 1609 года в Голландии появились первые баптисты. Их лидером был Джон Смит, который крестил себя и своих сторонников. В 1612 году баптисты перебрались в Англию и обосновали общину вблизи Лондона. До начала XIX века баптизм был в основном англоязычным и распространяется в англоговорящим мире.

Распространение баптизма в континентальной Европе связано с именем основателя германского баптизма Иоганна Герхарда Онкена (1800-1884). Онкен проводил постоянную и последовательную работу по распространению баптизма за пределами Германии. Уже при его жизни Европа была евангелизирована и баптизм начал развиваться в Дании, Голландии, Австрии и Швейцарии, Швеции, Норвегии, а также Российской империи. Первым русским баптистом стал бывший молоканин, житель Тифлиса (нынешний Тбилиси) Никита Исаевич Воронин, крещённый по вере в реке Куре 20 августа 1867 года. Одновременно началось пробуждение на юге Украины, в Таврической Губернии и среди Высшего света Санкт-Петербурга. С этого времени начинается развитие русско-украинского баптистского братства наследниками которого мы являемся.

Стихи для заучивания:

«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок

лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет;» Второзаконие 8:2

Вопросы к уроку.

  1. Перечислите особенности ранней церкви.

  2. В чём суть спора с епископом Арием?

  3. В каком году была крещена Русь?

  4. Что такое Великий Раскол?

  5. Кто такой Мартин Лютер?

  6. Когда и где появились первые баптисты?

Добавить комментарий