13. Другие церкви

За двух тысячелетнюю историю христианства Церковь прошла нелёгкий путь. Не всё было так гладко, как описывалось в книги Деяния Святых апостолов. В течении нескольких столетий Церковь была единой и все вопросы служители церкви решали сообща на совместных собраниях называемых Соборами. Постепенно стали возникать разногласия по отдельным вопросам. Когда эти разногласия не удавалось решить происходили разделения в Церкви. В результате образовались несколько больших направлений в христианстве, которые называются конфессиями. Наш сегодняшний урок посвящён рассмотрению истории и доктрин основных христианских конфессий.

Примечание преподавателю: вы можете сократить данный урок в зависимости от конфессиональной ситуации в вашей местности.

13.1. Православие

Как мы уже слышали выше в 1054 году произошло разделение древней ортодоксально-католической церкви на западную и восточную. Восточная ветвь стала именоваться ортодоксальной – по-русски православной. Догматика современной православной церкви унаследована от средневековой Византийской матери церкви и осталась не изменой со времён 7 Вселенского собора 787 года. В настоящее время православие состоит из 15 отдельных автокефальных (самостоятельных, национальных) церквей, из которых 9 возглавляются патриархами. В отличие от католицизма в православии нет единого руководящего центра. Каждая церковь самостоятельно и свободно решают внутрицерковные вопросы. Серьёзные вероучительным вопросы могут решаться только на всеобщем православном соборе. Патриарх избирается пожизненно на поместном соборе своей церкви (патриархата) из числа архиереев (епископов). Киевская Русь приняла христианство в качестве официальной религии в 988 году, именно в Византийском (Православном) варианте.

Вероучение православного вероисповедания основано на Никео-Цареградском символе веры. Источником православного вероучения является Божественное откровение, которое церковь получила в Священном Писании и в Священном Предании. Причём Священное Предание является ключом к пониманию Священного Писания и часто ставится выше чем Священное Писание.

Понимание троицы и личности Христа в Православии не расходится с пониманием евангельских христиан — баптистов.

В Православной церкви существует семь таинств (спасительных и благодатных обрядов): Таинство крещения, Таинство миропомазания, Таинство причащения, Таинство покаяния, Таинство елеопомазания, Таинство священства, Таинства брака.

По учению православной церкви таинство является действенным если оно осуществляется правильно, по уставу, а совершитель имеет законное право его свершать. То есть он правильно рукоположен и не лишён права свершать таинства.

Православная церковь признает единое и всеобщее воскресенье мёртвых при Втором пришествии Христа, когда праведные войдут в Царство Небесное, а нечестивые в муки вечные. После смерти душа человека предстаёт перед частным судом (Евр. 9:27) на котором она получает воздаяние за дела совершённые в течении жизни (Лк. 16:19-31). Православная церковь также признаёт, что после смерти покаяние невозможно, но оставшиеся в живых родственники и друзья с помощью средств умилостивления и церковных таинств и молитв могут облегчить муки осуждённых на частном суде. Православные верят, что посмертная участь человека решается в течении сорока дней после кончины. Принято совершать поминовение усопших в третий, девятый и сороковой день в дальнейшем молитвенное поминовение умерших может совершаться в различные дни, но особенно в так называемые родительские субботы. Поминание душ и попечение об умерших не основано на Священном Писании.

Православная церковь чтит Деву Марию, называя её Приснодевою, то есть она была Девою прежде рождения, и осталось ею после. Также её называют Богородицей. Православная церковь разъясняет, что Матерь Господа превосходит достоинством всякое сотворённое существо, и поэтому Она почитается превыше ангелов, но не считается Божеством.

В православной церкви принято призывать на помощь святых, которые уже умерли и принадлежат к Церкви Небесной, чтобы они приносили перед Богом молитвы верных, живущих на земле.

Православие почитает иконы и мощи. Это почитание обращено не к изображением, а святым личностям, которые изображены на иконах. Иконы в православии считаются за святыню, некоторые считаются чудотворными, в честь них устанавливаются праздники. Догмат об иконопочитании был принят в 787 году на 7 Вселенском соборе после длительной борьбы. На практики почитание икон часто напоминает суеверие и идолопоклонство, но даже теоретическое иконопочитание является самовольным служением, поскольку не основано на Священном Писание.

Православная церковь состоит из священства и прихода с чётко регламентированными правами и обязанностями. Священство еще называют иерархией, а прихожан – паствой. Только иерархия является носителем апостольского рукоположения, по этому обладает правом свершать все церковные таинства в чине установленным богослужением. Именно поэтому без священства не мыслится православной церкви. Священство имеет три степени: епископ (архиерей), иерей (священник), диакон. Диаконы и священники могут быть семейными, но они должны вступать в брак до рукоположения. Епископы в православной церкви должны быть безбрачными.

Церковнослужителями называются псаломщики, обязанность которых входит чтение, пение, и служение священнодействующим в храме.

В православии также существует особое подвижничество называемое – монашеством, при котором человек всецело посвящает себя Богу и отказывается от семейной жизни.

Духовенство из монахов называют «чёрным духовенством», в отличие от обычного, которое называется «белым». Белое духовенство имеет возможность вести семейную жизнь.

Вся церковная жизнь в православии протекает в храмах. Порядок православных богослужений был установился к концу 1 тысячелетия нашей эры и с тех пор мало изменялся. Богослужебный день начинается с вечера. По церковному уставу в течении суток должно свершаться девять служб, но поскольку не представляется возможным так часто собираться на служение, то с давних пор каждодневные богослужения проходят три раза в сутки – вечером, утром и около полудня. В настоящее время они называются: вечерня, утреня и обедня. Иногда вечерня и утреня объединяется и называется всенощное бдение.. Главным богослужением считается литургия на которой свершается причастие. Литургия называется в народе обедней.

Большую роль в религиозной жизни православных являются праздники, главным из которых является Пасха. Далее по значимости следуют ещё 12 праздников. Некоторые из них посвящённые Иисусу Христу, а также праздник Троицы празднуются и евангельскими христианами-баптистами. Существует и большое количество и других праздников. Большую роль в жизни православных верующих играют посты, во время которых запрещено употреблять в пищу молочные, мясные, а иногда и рыбные продукты.

13.2. Старообрядцы.

Старообрядцы представляют из себя специфическое направление русского православия отделившееся от Русской Православной церкви в 17 веке. Старообрядцы стремятся к сохранению древнерусского церковного обряда сложившегося в Московской Руси к 16-17 веку. Старообрядцы делятся на два основные направления: поповцев (имеющих священников) и беспоповцев, распродающих на более мелкие течения.

13.2. Армянская апостольская церковь.

Армянская апостольская (армяно-григорианская) – одна из восточных христианских церквей. По обрядности близка к православию, но имеет догматические отличия. В частности армянская апостольская церковь не вполне по евангельски учит о Божественной и человеческой природах Иисуса Христа.

13.4. Католическая церковь.

Слово католицизм означает вселенский всеобщий. В первые века христианства «католической церковью» называли вселенскую церковь в отличие от поместной или домашней церкви. Историки христианства «католической церковью» называют единую христианскую церковь до разделения 1054 года. После разделения церкви на Восточную и Западную в 1054 году, Западная церковь продолжала именовать себя католической. Она известна также как римско-католическая.

Наряду с признанием авторитета и богодухновенности Библии, католическая церковь принимает Также авторитет предания. Содержания предания многообразно. Это символы веры, декреты и постановления Римских Пап, положения и предписания Вселенских соборов, катахезисы, литургии, но, самое основное, творения Отцов церкви. Авторитет Библии в Католицизме подчинён авторитету церкви. Церковь устанавливает каким переводом Библии можно пользоваться. За основу католическая церковь берёт перевод Библии на латинский язык, так называемую Вульгату. Ранее католическая церковь запрещала рядовым членом самостоятельное изучение Писания. Сейчас рядовым членам можно читать Библию в любом переводе, но только Католическая церковь имеет право её истолковывать. На 2 Ватиканском соборе в 1962-1965 году было сказано: «Делать вывод, что Библию может истолоквывать кто угодно и как угодно, было бы вредным заблуждением».

О триединстве католическая церковь учит, как и все Христиане, что Бог един по существу, но троичен в лицах. Что касается учения о личности и природах Иисуса Христа, то в этом вопросе католическая церковь также едина со всем Христианским миром. Иисус Христос является единой личностью при наличие полноценной Божественной и полноценной человеческой природы. Католическая церковь определённо подчёркивает, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Почитание Иисуса Христа в смысле практической веры и поклонения разделяются наравне с почитанием Богоматери Марии.

В католицизме очень развито почитание Девы Марии. С их точки зрения она постоянно оставалась Девой как до так и после рождения Христа. Массы католиков поклоняются Марии и прославляют её. В 1854 году Папа Пий IX издал догмат о непорочном зачатии Девы Марии, то есть о том, что она изначально была избавлена от первородного греха. В 1950 году обнародован догмат о принятии Девы Марии душой и телом в небесную славу. Порою образ Марии затмевал собой образ Иисуса Христа.

Истинная церковь в понимании католиков имеет четыре признака: она едина, она святая, она является католической, то есть вселенской, она является также апостольской церковью, так как ведёт своё начало от самих апостолов и католические епископы – приемники апостолов. Таким образом католики считают истинную церковь, только свою собственную.

После 2 Ватиканского собора католическая церковь стала более терпима к другим христианским конфессиями, но на деле держится убеждений, что подлинное христианское единство наступит тогда, когда все не католики станут католиками.

Католичество считает, что первым епископом Рима был апостол Пётр, а раз его Христос оставил своим заместителем, согласно Матфея 16:18-19, следовательно где римский епископ, там и церковь. Отсюда и вера в апостольское преемство. Начиная с древних времён Римского епископа стали называть папой, что в переводе на русский означает отец, наставник, воспитатель. Папа в католической церкви является неограниченным верховным духовным правителем по всем вопросам. Первый Ватиканский Собор 1870 года провозгласил догмат о папской непогрешимости, то есть о том, что папа может единолично и безошибочно определять учение церкви. В католицизме действует жёсткая церковная иерархия сверху (от папы) до самого низа. Очень важным служением в католической церкви является служение священника. В католической церкви всё духовенство, а не только монашествующее, является безбрачным ( то есть соблюдает целибат). Религиозная жизнь католической церкви выражается, в основном, в богослужении (мессе) и совершении семи таинств (благодатных и спасительных обрядов) аналогичных православных.

Католическая церковь имеет очень чётко разработанную систему квалификации грехов по их значимости и тяжести.

Католики верят в чистилище (наряду с раем и адом), как об особом месте между небом и землёй, где после смерти совершается исправление душ тех, кто не получил полного прощение грехов на земле. Через Христа, Марию и других святых можно возносить молитвы за участь тех, кто находится в чистилище. В конце концов все души находящиеся в чистилище должны оказаться в раю.

Для всех католиков обязательны следующие церковные заповеди:

  1. Ты должен святить указанные церковью праздничные дни.

  2. Ты должен в воскресные и другие праздничные дни благоговейно принимать участие в святой мессе (богослужение)

  3. Ты должен в положенные церковью дни воздерживаться от мясной пищи и свершать пост в дни говенья.

  4. Ты должен по крайне мере один раз в год исповедовать свои грехи.

  5. Ты должен по крайне мере один раз в году, а именно, в дни праздника Пасхи, принимать участие в причащении.

13.5. Лютеранская Церковь

Название происходит от имени Мартина Лютера – отца реформации. Сами лютеране называют себя евангелическо-лютеранскими христианами. Богословие евангелическо-лютеранской изложено в вероисповедных книгах написанных Лютером и его соратниками. Самые известные из них «Малый катехизис» и «Большой катехизис». Целью написания этих книг было изменения духовного состояния простого народа и духовенства. Лютер предписывал проповедникам учить катехизис наизусть, чтобы точно слово в слово передавать народу учение как она записано в катехизисе.

Библия признаётся книгой книг, содержащей истинное и ясное Слово Божие. Толкователь Священного Писания есть Дух Святой, то есть тот кто вдохновил его написание.

Бог исповедуется единый в трёх лицах: «Бог Отец, создавший меня, Бог Сын, искупивший меня, Бог Дух Святой, освятивший меня».

Сатана признаётся как противник Бога и всего доброго, злой враг и клеветник.

Под Искуплением понимается освобождение Сыном Божьим человека от всех грехов, от смерти и от власти диавола.

Оправдание верой – главное учение лютеранства. Жертва Христа, принятая верою, достаточное основание для того, чтобы человек мог предстать праведным перед Богом.

Под Церковью Лютеранская церковь понимает всех христиан или общество имеющее Слово Божие и таинство. Под таинством в лютеранстве понимается священное действие, установленное Иисусом Христом, в котором под видимыми знаками сообщаются невидимые небесные блага Нового Завета. Таких таинств два: святое крещение и святое причастие. Через святое крещение человек становится чадом Божьим, а через святое причастие остаётся чадом Божьим. Лютеране крестят всех людей без различия возраста. Способ крещения для лютеран безразличен, так как у них видимый земной знак не погружение, а вода. Крещение производит отпущение грехов, избавляет от смерти и диавола.

В причастии под хлебом и вином понимается истинное тело и истинная кровь Господа нашего Иисуса Христа. Лютеране верят, что в таинстве причащение даётся верующим в оставление грехов, жизнь и блаженство. Лютеране считают, что истинное тело и кровь Христа присутствуют в причастии под формой хлеба и вина.

13.6. Реформатские и пресвитерианские Церкви.

Реформатские и пресвитерианские церкви это наследники тех групп, которые в раннем развитие протестантизма приняли богословские взгляды Ульриха Цвингли и Джона Кальвина. Отличительной чертой данных течений является вера в двойное предопределение, то есть изначальную предизбранность каждого человека Богом к спасению или проклятию. Эти церкви не состоят только из возрождённых верующих и практикуют крещение детей.

13.7. Веслианские церкви.

Ряд современных протестантских течений являются приверженцами богословия великого английского евангелиста 18 века Джона Весли. Среди них: методисты, церковь святости, церковь Иисуса Назарянина. Взгляды представителе веслианских церквей во многом близки вероучению евангельских христиан – баптистов. Многие из них стремятся к тому, чтобы их церкви состояли из рождённых Свыше людей. Однако, они не всегда последовательны в этом и, как правило, практикуют крещение детей.

13.7. Адвентисты седьмого дня.

Адвентисты седьмого дня ( АСД) занимают особое положение в протестантском мире. Это движение нельзя назвать полностью евангельским, поскольку в нём много специфических особенностей. И нельзя назвать нехристианским, поскольку они исповедуют Христа как личного Спасителя, как Бога явившегося во плоти. Адвентизм как течение впервые возник в США в 1831 году.

Главные отличительные черты учения адвентистов заключаются в празднование субботы вместо воскресного дня, особым толкованием пророчеств Даниила и Откровения Иоанна о втором происшествии, обязательном уплате десятины, отрицания бессмертия души, некоторые пищевые запреты (например на употребление свиного мяса) и т. д.

Центральным моментом возникновение АСД, как определённого движения является стремление вычислить определённую дату второго пришествия Христа. Слово «адвентист» происходит от латинского слова «адвентус» — пришествие.

Основателем адвентизма стал американец Вильям Миллер. В своей книге он доказывал, что второе пришествие Иисуса Христа на землю состоится в период с 21 марта 1843 года по 21 марта 1844 года. Эта идея очень быстро облетела Америку, Европу и Азию и приобрела множество последователей из баптистов, методистов и других протестантских течений. Пришествие не состоялось, адвентисты ждали полгода, они уверенно говорили, что пришествие наступит 22 октября 1844 года. Когда оно опять не состоялось адвентисты пережили глубокий духовный крах, так как люди продавали имения, не сеяли урожай. Сам В. Миллер впал в глубокое отчаяние и отошёл от сотрудничества с АСД.

Адвентисты решили, что Христос принял на себя другую миссию – он вошёл в небесное святилище. Они решили, что в 1844 году Христос решил не приходить на землю, а перейти в небесную сферу, где события происходят вне человеческого контроля, кроме некоторых избранных. В это время у адвентистов появляется новый духовный лидер – Елена Уайт. В том же 1844 году в адвентизме возникает идея о субботе, как об истинном дне поклонения. До этого праздновали воскресение. Окончательно это вступило в силу после того, как Елена Уайт в 1846 году в своём видении увидела в небесном святилище сияющую 4-ю заповедь. С тех пор Елене Уайт принадлежит решающее значение в вопросе почитания адвентистами субботы как дня покоя и поклонения Богу. Все её видения адвентисты принимают как подлинное достоверное божественное откровение, в этих видениях АДС получило подтверждение новым доктринам. Цитаты из трудов Елены Уайт играют важную роль при толковании библейских текстов. Начиная с 1864 года учение АДС начало распространятся за пределами США. В России Адвентизм начал распространятся с 80-х годов 19 века.

13.8. Пятидесятничество (Христиане Веры Евангельской) .

Начало учения пятидесятников положено в США, в Лос-Анжелесе. 9 апреля 1906 года группа верующих одной из веслианской общин заговорила так называемыми «языками». Постепенно это явление говорение «на иных языках» захватывало всё новые и новые группы. В декабре 1906 года в Европе началась проповедь крещения Духом со знамением Языков. В 1907 году тысячи шведских баптистов стали пятидесятниками, этом же году пятидесятническое движение перекинулось в Англию, Германию и Швейцарию. Эмигранты из разных стран Европы и США становились пятидесятниками и, возвратясь на Родину насаждали Пятидесятничество в своих странах. Так в 1919 году жители Тернопольской области вернулись из США уже пятидесятниками и через несколько лет проповеди образовали свою общину. Так было положено начало движение пятидесятников на Западной Украине, которое позже стало называться Шмидтовским направлением.

В 1921 году в Одессу из США вернулся И. К. Воронаев и положил начало пятидесятническому движению на Юге Украины, причём Воронаев начал с того, что начал проповедовать это новое учение в общинах евангельских христиан уча о необходимости крещения Святым Духом со знамением иного языка. Если Шмидтовцы прповедовали там, где никогда не слышали об евангелие, то Воронаев искал себе последователей среди существующих церквей ЕХБ.

Какие же особенности учения пятидесятников:

Пятидесятники Воронаевского направления признают крещение Святым Духом только со знамением иного языка – как до водного крещения, так и после водного крещения. Пятидесятники на Западной Украине (Шмидтовского направления) признавали крещение Духом Святым и без знамения иного языка. Евангельские христиане баптисты считают, что Бог даёт каждой кающийся Душе дар прощения и дар Святого Духа – по вере приходящего ко Христу, без всяких усилий и знамений со стороны человека.

Пятидесятники ревнуют о даре пророчеств, чудотворении, исцелении и т. д. Согласно 1 Кор. 12 глава.

Часть пятидесятников 1945 году вошло в состав Всесоюзного Совета Евангельских христиан баптистов на условиях, что наличие иные языков не обязательное условие Рождения Свыше и исполнения Святым Духом, и иные языки, являются одним из даров Святого Духа и даруются не всем, а иным (1 Кор. 12:14). Незнакомый язык без истолкования остаётся без плода (1 Кор. 14:6-9,28). Решено было воздерживаться от употребления незнакомого языка на богослужениях. Было рекомендовано общинам как пятидесятников, так и баптистов принять меры для установление искренних братских взаимоотношений. В 1988 году пятидесятники отделились от евангельских христиан-баптистов и создали Союз Христиан Веры Евангельской. Как мы уже раньше упоминали евангельские христиан – баптисты в отличие от пятидесятников не считают необходимым присутствие специальных ларов апостольского времени (языки, пророчества и т. п.) в современной церкви.

13. 9. Харизматическое движение.

Это движение ещё называют «неопятидесятничеством». Харизматическое движение нельзя определять как отдельное вероисповедание, поскольку харизматические церкви не имеют чётко выраженной догматики. Есть только общие признаки определяющую ту или иную церковь как харизматическую. Современными идеологами этого движения являются Бенни Хин, Ульф Экман, Сандей Аделаджа, Алексей Ледяев. Эти люди имеют убеждения, несовместимые с ясным библейским учением, как-то:
-верующие не должны болеть или бедно жить,
-говорение на языках есть обязательный признак крещения Святым Духом,
-в церкви должны практиковаться экстатические формы служения с громкой музыкой, коллективным молением на непонятных языках, падением навзничь от воздействия якобы силы “Божьей”, “святым смехом” и “святыми танцами” Налицо атака сильнейшего обольщения верующих духом неких чувственных переживаний. С их точки зрения, крещение Святым Духом является духовным переживанием, отделенным от рождения свыше. Такой взгляд противоречит библейскому учению о едином Теле Христовом (1 Кор. 12:13), в которое все мы крестились Святым Духом при возрождении. Вышеперечисленные взгляды, присущие представителям харизматического движения, не исчерпывают всего списка их заблуждений.

13. 10. Отношение к другим христианским течениям.

Мы кратко рассмотрели практику и взгляды христианских течений, наиболее распространённых в мире и нашей стране. Не смотря на то, что все они разделяют Веру в Троицу, Спасителя Христа и Боговдохновенность Писания, каждое течение имеет свой взгляд на важные вопросы христианской веры и практике. Евангельские христиане – баптисты, отдавая должное вере других христиан, всё же считают важным твёрдо следовать библейскому учению в своей вере и жизни.

Мы считаем важным питаться только чистым библейским учением (1Пет. 2:2) и жить так, как этому учит Священное Писание (Флп. 3:16). По этому мы не можем идти на компромиссы в том, что противоречит нашей вере. «Всё, что не по вере, грех» (Рим. 14:23).

Мы не должны крестить детей, потому что не верим в детское крещение, молится перед иконой, так как это не библейская форма поклонения Богу. Мы не можем молится за умерших, поскольку верим, что вечная участь человека зависит от того принял ли он Христа как Спасителя при жизни. По этим же причинам нам не следует осенять себя крестным знамением, ставить свечи в православной церкви, освящать куличи и воду и т. п.

Если мы являемся евангельскими христианами – баптистами, то мы не можем одобрять многие обычаи даже близких нам протестантских течений, если видим, что они противоречат Священному Писанию.

Принципиальность не в почёте в современном мире, но беспринципность вряд ли можно считать христианской добродетелью. Спасение, конечно же возможно не только у евангельских христиан – баптистов, но это не означает, что все христианские церкви в равной степени верно толкуют Библию. А любое извращение смысла Писания отрицательно сказывается на духовной жизни человека (2 Пет. 4:16).

Вообще, любая раздвоенность негативно действует на человека, делая его уязвимым и непоследовательным (Иак. 1:8). Нельзя быть успешным в духовной жизни, будучи евангельским верующим и в тоже время совершая православные обряды, быть баптистом и посещать харизматические собрания. Будем последовательны: «до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Флп. 3:16).

Тексты для заучивания.

1 Пет. 2:2: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».

Фил. 3:16 «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить».

Иак. 1:8: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих».

Вопросы к уроку:

  1. Назовите особенности Православной церкви.

  2. Что вы можете сказать о старообрядцах и армянской апостольской церкви.

  3. В чём православные отличаются от католиков.

  4. В чём основа учения Лютеранской церкви.

  5. Что является основной чертой реформатской церкви.

  6. В чём заключается главные отличительные черты учения Адвентистов Седьмого дня.

  7. Как понимают пятидесятники крещение Духом Святым.

  8. Назовите признаки харизматического учения.

Добавить комментарий