14. Жизнь и искупительное служение Иисуса Христа

Введение

Библия – это книга об Иисусе Христе, и, прежде всего, об Его искуплении грехов человечества. Данная тема красной нитью проходит через весь Ветхий Завет. А в Новом Завете описывается земное служение Иисуса и дается представление о будущем человечества.

Иисус – это греческая форма еврейского имени Иешуа, которое встречается в Ветхом Завете: Иисус Навин (Иис. Нав.1:1), который привёл израильский народ в землю обетованную, и в других книгах Библии. Это имя происходит от еврейского слова «спасать», которое находит отражение и в Новом Завете: «…родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.» (Матф.1:21).

С другой стороны, имя Христос эквивалентно еврейскому имени Мессия, что означает «помазанный». В Библии представлено, что помазанными являются цари и священники. Само помазание осуществлялось с помощью масла, которое символизирует Духа Святого, а процесс помазания – излияние Духа Святого на человека, посвящаемого на служение. Помазание, как оно представлено в Ветхом Завете, состоит из трех элементов:

— помазание на служение;

— установление священной связи между помазанником и Богом;

— передачу Святого Духа тому, кто получал посвящение на служение.

Природа Христа.

Библия учит, что Иисус – Бог, пришедший во плоти, то есть во Христе произошло соединение божественной и человеческой сущности, так что Иисус является полностью Богом и полностью человеком. Это положение является иррациональным, сверхъестественным, поэтому необъяснимым для людей и принимается верою. Но это вызвало серьёзные дебаты в Церкви и обсуждалось в течение нескольких веков на Вселенских соборах. В результате чего было утверждено, что божественная личность, обладавшая божественной сущностью всегда, приняла в себя человеческую природу, так что во Христе произошло их соединение.

О божественности Иисуса Христа мы читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.» (Иоан.1:1-4). «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Иоан.20:28).

О человеческой природе Иисуса мы читаем: «А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.» (Иоан.8:40). «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.» (1Кор.15:21).

Важно отметить, что так как божественная природа неизменна, так как она совершенна, то, следовательно, она не могла претерпеть изменения в процессе воплощения в человеческом теле. Поэтому Христос, в Котором произошло соединение двух вышеуказанных природ, обладает следующими качествами:

— личность продолжает оставаться всемогущей, вездесущей, всезнающей, прощающей грехи, но, в тоже время, стала мученической, обладающей человеческими желаниями и страданиями;

— объединение сил, способностей каждой природы в деятельности. Поэтому искупительная деятельность Иисуса, единой неделимой личности, стала результатом проявления сил каждой Его природы;

— человеческая природа Иисуса Христа в результате воплощения стала обладать всеми дарами Духа Святого, особенно в деятельности разума, проявлении воли и эмоций, вследствие чего была превознесена выше других разумных творений.

Пророчества о происхождении и рождении Христа

1. Рождение Христа было предсказано в Израиле. «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города.» (Чис.24:17-19). Исполнение этого пророчества с указанием родословной Христа было описано в Мф.1:1-17.

2. Христос должен был родиться в колене Иудином через Иесея и Давида. «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не прийдет Примиритель, и Ему покорность народов». (Быт. 49:10). «И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произрастет от корня его». (Ис.11:1). «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.» (2Цар.7:12)

Эти пророчества сбылись в нашем Спасителе: «…зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.» (Лук.1:31-33).

3. Рождение Христа должно было произойти в Вифлееме. «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и которого происхождение из начала, от дней вечных». (Михей 5:2). Христос действительно родился в Вифлееме (Лук.2:4-7).

4. Родить Христа должна была дева (девственницы) Ис.7:14 «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Дева родила Христа (Матф. 1:18-23).

5. Было предсказано время воплощения Христа. «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.» (Дан.9:24-26) Христос был распят по пророчеству, через 490 лет после восстановления Иерусалима.

6. Было предсказано о подготовке пришествия Христа через предтечу. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». (Ис. 40:3). В Иоанне Крестителе, Предтечи, произошло исполнение этого пророчества. «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.» (Матф.3:3)

7. Ожидаемый Мессия должен быть Богом: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности. Князь мира». (Ис.9:6).

Пророчества о жизни Христа

1. В детстве Иисус должен был попасть в Египет. «…Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего». (Ос.11:1). Это пророчество исполнилось: «…Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет…» (Матф.2:13,14).

2. Христос должен был пострадать для искупления грехов людей. «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.» (Ис.53:4-6). Об исполнении пророчества написал Апостол Павел: «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». (2Кор.5:21).

3. Христос должен был въехать в Иерусалим на осленке, и это событие должно было вызвать радостное ликование у народа. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». (Зах.9:9). Исполнение этого события произошло за неделю до Воскресения Иисуса: «…сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.» (Матф.21:2-5).

4. Во время казни Христу должны были дать желчь и уксус. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». (Пс.68:22). Римские воины дали на кресте Иисусу желчь, смешанную с уксусом: «…дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью;» (Матф.27:34).

5. Во время распятия для более быстрой смерти и недопустимости побега казненным перебивали голени, но, по пророчеству, это не должно было произойти с Мессией: «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится». (Пс.33:31). Также ни одна кость не должна была быть сломана у Пасхального агнца (Исх. 12:46). Во время казни Иисуса это установление не было выполнено: «Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.» (Иоан.19:33-36).

6. Палачи Мессии должны были по жребию разделить ризы Его между собой. «Делят ризы мои между собой, и об одежде моей бросают жребий». (Пс.21:19). Именно так и произошло. «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;» (Матф.27:35).

7. Во время наступления смерти Христос должен был произнести фразу: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Пс.21:1). Именно эти слова произнес Христос во время агонии. «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мар.15:34)

8. Иисус должен был проявить Свою власть над жизнью и смертью и воскреснуть из мертвых. «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». (Пс.15:10). Иисус и было множество свидетелей этого события: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.» (Мар.16:9).

Жизнь Иисуса Христа

Жизнь Иисуса Христа кратко можно представить следующим образом.

1. Иисус существовал всегда и участвовал в творении мира.

2. Дева Мария зачала от Духа Святого и родила Иисуса, как это описано в Евангелиях от Матфея и Луки. Так произошло воплощение Иисуса Христа в образе человеческом.

3. В соответствие с законом Иисус был обрезан на восьмой день.

4. Иисус до начала Своего служения работал плотником (Марк. 6:3).

5. В течение трех лет Иисус путешествовал по стране и проповедовал, совершая чудеса и знамения.

6. Особое значение имеет последняя неделя земной жизни Иисуса, которая очень подробно представлена в Евангелиях.

7. После смерти на Голгофском кресте Иисус через три дня воскрес.

8. По прошествии 40 дней после Воскресения Иисус вознесся на небеса. (Деян.1:10,11).

 

Искупление во Христе.

Библия учит, самопожертвование Иисуса Христа основано на доброй воле Бога для спасения грешников посредством замещающего искупления. А проявление Божьей воли осуществляется на основании, с одной стороны, Божьей любви (Ин.3:16), а, с другой стороны, на основании справедливости Бога. Любовь Бога открыла грешникам путь к спасению от власти греха, от греха и от наказания за грех, и только любовь Бога предлагает грешникам сделать правильный выбор истинного пути, ведущего ищущего Бога человека к Голгофскому кресту, у подножия которого находят удовлетворение Божья святость и справедливость.

Человек, имея свободу воли, нарушил закон и, соответственно, Божью справедливость, которая должна быть удовлетворена для прощения грешников. В свою очередь, святость не позволяет Богу согласиться с открытым неповиновением людей и их грехами, а требует их наказания «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим.6:23).

Поэтому для удовлетворения святости и справедливости Бога требуется искупление посредством приведения приговора грешнику в исполнение для примирения Бога с человеком. А, как следствие, должно осуществляться примирение человека с Богом, который, понимая сущность своего искупления во Христе, под воздействием Святого Духа, принимает волевое решение: просить Бога о прощении прежней греховной жизни и существенном её изменении.

Отметим ещё одну сторону искупления: в древности наказание могло быть осуществлено как по отношению к самому осужденному, так и по отношению к человеку, который решил взять это наказание на себя. Поэтому уже в древние времена сформировалось представление о заместительном искуплении чужой вины. И для человека, прожившего греховную жизнь, ждало и ждет наказание: вечное отделение от Бога и вечное страдание за грех. Божья справедливость требует этого, но Божья любовь предложила Иисусу Христу занять место человека, взять человеческий позор, человеческие страдания и человеческую казнь за грехи на Себя.

Как отмечено в 1Ин.2:2 Иисус является умилостивлением за грехи всего мира, потому что Он взял грехи человека на Себя, получил для человека вечное искупление, потому что человек не может сам заплатить за свои грехи и получить прощение. Это может сделать только святой, безгрешный человек. Об этом учил Сам Иисус: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть»( Мф. 16:21). «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода»( Ин. 12:24). Иисус был тем самым пшеничным зерном, проявив повиновение во всем, что Он сделал ради грешников и покорное послушание Отцу Небесному, принимая позор и страдания вместо людей.

Отметим, что искупления Христа достаточно для спасения всех людей, но не все принимают этот путь и не все члены церкви достигают спасения.

Воскресение – зримая победа Искупителя

Иисус перед Своей смертью сказал: «Свершилось!» (Ин.19:30), тем самым обозначив окончание Своего искупительного труда. Однако, если Христос совершил дело искупления через Свое страдание на Кресте и смерть, то почему воскресению Христа и вере в Него уделяется так много места в Новом Завете. Прежде всего, следует отметить, что смерть и воскресение Иисуса тесно взаимосвязаны между собой. Это видно из многих библейских текстов (1Кор.15:1-4, Рим.14:9). Мы обратим наше внимание на утверждение апостола Петра, что смерть «не могла удержать» Спасителя (Деян.2:24).

Смерть – наказание за грех, следствие греха прародителей, распространившееся на все грешное человечество. Однако Иисус Христос не имел греха, следовательно, Он умер как праведник за неправедных. Смерть постигла безгрешного Человека. Воскресение Христа это свидетельство того, что искупление действительно совершилось. Если Иисус был бы обычным человеком, то его смерть была бы естественной и не было бы никакого воскресения. А так как воскресение произошло, значит Иисус безгрешный Спаситель – Христос. Воскресение зримо продемонстрировало Его победу. Если Христос Победитель смерти, значит Он и Победитель греха (причины смерти).

Вывод. Воплощение Иисуса Христа, его земная жизнь, смерть на Голгофском Кресте, Его заместительное искупление нашей вины перед Богом, Воскресение и Вознесение являются проявлением великой Божьей любви к людям, Его святости и справедливости, учат великой Божьей ненависти ко греху.

Воскресение Христа, лишая силы смерть, победило её. Эта победа Христа над грехом и смертью дает нам сегодня возможность жить полноценной духовной жизнью, прославляя Бога. Христос вернется на Землю телесно и видимо, как Он и вознесся, но никто не знает ни дня, ни часа Его возвращения, поэтому каждому христианину необходимо жить так, чтобы не было совестно встретиться с Иисусом и посмотреть Ему в глаза. Он уже умер за наш позор греховной жизни, чтобы мы вели жизнь, прославляющую Бога.

Стихи для запоминания:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Иоан.3:16

« Мы проповедуем Христа распятого»

1Кор.1:23

«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира»

1Иоан.2:2,

«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься»

Рим.10:9

Вопросы к уроку:

  1. Какие пророчества об Иисусе Христе в Ветхом Завете вам известны?

  2. Какие основные события в жизни Христа вы знаете?

  3. В чем для нас состоит значение смерти Иисуса Христа?

  4. Чем для нас важно воскресение Иисуса Христа?

Добавить комментарий