2. Истинный Бог

На протяжении всей истории человечества мы обнаруживаем то, что человек пытался получить ответ на вопросы: как же жить правильно? Не всё зависит от человека. Почему одни события в жизни становятся благословением, а другие проклятием? И знание одних материальных законов – недостаточно. На жизнь человека оказывает влияние сверхъестественная сила или сверхъестественная личность. Поэтому любая человеческая культура имеет религиозную окраску. Тогда возникает следующий вопрос: что же такое эта сверхъестественная сила или сверхъестественная личность?

Через исследование материального мира невозможно понять, кто же такой Бог, так как Бог не принадлежит этому миру. Он есть Дух, то есть Он не материален и находится там, где хочет и движется по Своему желанию, не изменяется во времени и не ограничен в пространстве. Эти два качества Бога называются вечностью и вездесущностью. Кроме того, Ему важно, чтобы люди знали, что Он – Творец мира, в котором мы живём, и Инициатор искупления от власти греха.

Так как подобного в нашем материальном мире не существует, то нам очень трудно представить Кто такой Бог. Понимая наши трудности, Бог через избранных людей открывал Себя в течении нескольких тысячелетий. Это откровение и составляет большую книгу, которую мы называем Библией.

В Библии Бог говорит о Себе следующее.

2.1. Бог совершенный и святой.

Божье совершенство означает, что Он идеален во всём, превосходит любое земное совершенство. Божье совершенство проявляется в отделении от греха и называется святостью. А грех – это порок, который оставляет грешного человека за барьером Божьей святости, не позволяя ему войти в присутствие Божье.

Мы читаем в книге Бытие, что после грехопадения грешный человек оказался отделенным от Бога. Так как Бог требует от нас: «…будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16), то это означает, что в присутствии святого Бога может находиться только подобное, то есть святое. Бог указывает на единственное средство, которое может нас очистить от всякого греха и любой неправды – кровь Иисуса Христа. А люди, очищенные кровью Иисуса Христа, называются в Новом Завете святыми.

Божья святость является основанием нашего поклонения Ему: «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк.4:8).

2.2. Бог есть любящий.

Бог не просто любит, Он есть любовь. Всё, что Он делает, делает по Своей любви. Любящий Бог не позволяет греху, как барьеру, встать между Собою и Своим творением, поэтому Его Сын Единородный, Иисус Христос, разрушил этот барьер на Голгофском Кресте. Бог Свою любовь проявляет к нам не на основании наших достоинств, а потому что желает, чтобы все пришли к покаянию и спаслись от вечной погибели. Но Богу важно, чтобы каждый из нас ответил на Его любовь, покаявшись перед Ним в своей греховной жизни: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Бог называет нас Своими детьми, поэтому Он ожидает, что мы унаследуем от Него отвращение ко греху, как мерзости. И полнота Божьей любви проявляется, когда мы не идём на поводу у искушения, а противостоим греху, так как взаимоотношения с Богом для нас после рождения свыше становятся несоизмеримо выше, чем временное угождение плоти.

С другой стороны Божья любовь отражается и в наших взаимоотношениях с ближними. Так как любовь – это состояние человека, когда его эгоизм подавлен стремлением одного человека сделать другому человеку что-то хорошее. Когда эта цель достигается, то нам это приносит радость: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16).

Бог – любящий Отец, поэтому, как всякий отец, заботится о Своих детях, чтобы они имели не только духовную пищу, но также всё необходимое для физической жизни в материальном мире.

2.3. Бог верный.

Бог хранит верность – это означает, что Бог выполняет Свои обязательства как в отношении Ветхозаветного Израиля, так и в отношении Церкви, если Он что-то сказал, то обязательно выполнит.

«Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» (Втор.7:9).

«…Ибо слово Господне право и все дела Его верны.» (Пс.32:4)

Люди, могут совершать ошибки и проявлять неверность по отношению к Богу. Тем не менее, Бог воспитывает христиан таким образом, чтобы они были верны своему слову, обещанию, потому что верен наш Отец Небесный. Это качество Бога должно проявляться и в нас по отношению к окружающим. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки… Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне.» (Мф.7:12, 24)

Верность Бога для нас очень важна, Он никогда не покидает и не оставляет никого из нас, вступившего в заветные отношения с Ним.

2. 4.Бог милостивый.

Милость Божья проявляется в том, что Он вступает во взаимоотношения и продолжает их с людьми, которые этого совершенно не заслуживают. Более того, Он, также, являясь милостивым, не дает людям того, что они реально заслуживают – наказания, а вместо этого посылает нам благословения. Поэтому с милостью связано проявление Божьей любви и терпения.

В книге пророка Ионы мы видим, что милость Божья, с точки зрения пророка, изливается незаслуженно на множество людей, потому что они, являясь язычниками, не принадлежат к народу, избранному Богом.

«Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им» (Втор.4:31).

«Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды» (Пс.56:2).

Так как Бог милостив, то Он учит нас прощать, прежде всего, своих братьев и сестер и всех окружающих, а не стремиться наказать их за их дела, несправедливые по отношению к нам. Если в этом мы не будем стремиться быть подобными Богу, то это приведет нас ко греху непрощения: «…если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.5:15).

2. 5. Справедливый Бог.

Справедливость Бога проявляется в том, что Он вознаграждает человека за добрые дела и не оставляет незамеченными его грехи, потому что Он всё видит, и ничто от Него не скроется. В отличие от земных судей, которые не могут быть объективными по разным причинам, Бог объективен в Своём суде всегда, неподкупен и не совершает неправых дел. Бог не бывает лицеприятным, то есть не оказывает предпочтения никому в суде. «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:34-35).

Справедливость Бога налагает на нас ответственность за нашу жизнь, наши дела, но, с другой стороны, этот даёт нам радость, что отношение Бога к нам всегда является объективным.

«…ибо слово Господне право и все дела Его верны» (Пс.32:4).

«…ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров» (Втор.10:17).

2. 6. Безначальный и вечный Бог

Бог вечен и безначален. У Него нет ни начала, ни конца существования. Наш мир имеет своё начало и идёт к своему концу. Человеческая личность, хоть по воле творца и является бессмертной, всё же имеет своё определённое начало. И само бессмертие человека целиком зависит от бессмертия Творца. Бог же бессмертен по Своей сущности.

2. 7. Вездесущий Бог

Бог принимает активное или пассивное участие во всяком процессе, происходящем в любой точке пространства, в любой момент времени. Бог присутствует всегда и везде, хотя Его присутствие чаще всего неощутимо для органов чувств людей. Важно отметить, что вездесущий Бог при этом не смешивается и не сливается с материальным миром. Бог, например, присутствует в комнате, где Вы сейчас находитесь, но окружающие вас предметы, воздух, которым вы дышите и, наконец, вы сами – не есть Бог.

2. 8. Всемогущий Бог

Бог не только является свидетелем всего происходящего в мире — Он хранит всю информацию о происходящем и обладает абсолютной властью над творением. Бог может всё. Бог силен совершить всё, что Ему угодно, не исключая и чуда, если это не противоречит Его природе и планам. Например, Бог может исцелить любую болезнь, но не всегда исцеление входит в Божий план для заболевшего человека. Бог также не может сделать чего-либо, что противоречило бы Его сущности, например, Бог-Отец не может умереть или изменить Себя.

2. 9. Праведный Бог

Под праведностью Бога мы понимаем то, что Бог всегда поступает праведно в согласии со Своей природой, Своими словами и обещаниями. Бог не обманывает и не поступает подобно грешному человеку.

2.10. Мудрый Бог

Бог обладает не только знанием всего, что происходит, но и совершенной мудростью. Он всегда принимает безупречно правильные, оптимальные решения. Мы всегда можем быть уверены, что Бог не ошибается, руководя процессом мировой истории. Мы также можем быть уверены, что Бог мудро управляет нашей жизнью, не допуская ошибок со Своей стороны. Если мы не видим смысла в каких-либо обстоятельствах или событиях, происходящих в нашей жизни, то нам следует довериться мудрости небесного Отца.

Верующему человеку необходимо жить, стремясь к святости. Но любому человеку трудно понять, как Бог может быть одновременно любящим и требующим святости, милостивым и справедливым к грешнику. Для нас это кажется несовместимым. Решение этой проблемы мы находим на Голгофском Кресте.

Бог, как милосердный Отец, стремиться простить грешника. Справедливость требует наказания грешника, а Божья святость не может мириться с грехом, потому что в присутствии Бога нет места греховной нечистоте. Логичное решение данной задачи невозможно. Поэтому любой человек, который пытается достичь Бога своими силами, попадает в безвыходное положение.

Всеведущий Бог предвидел это и приготовил путь спасения. В Библии мы читаем о том, что великая любовь Божья проявилась в том, что Он послал Сына Своего в наш мир, отдал Его на смерть вместо нас на Голгофском Кресте. Иисус был погребен, воскрес и вознесся на Небеса для того, чтобы была удовлетворена справедливость Божья, и всякий верующий в Иисуса Христа не погиб, но имел вечную жизнь.

2. 11. Бог триедин (Троица)

Библия нас учит, что Бог, с одной стороны, един по своей сущности, внутренней природе, а, с другой стороны, существует в трех лицах, ипостасях, которых называют

Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Богословский термин «ипостась» означает: форма проявления, способ бытия или существования и служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога. На первых церковных соборах постановили, что Отец единосущен Сыну, Сын единосущен Отцу, и Дух Святой единосущен Отцу и Сыну, то есть все Они имеют одну и ту же природу и находятся в Триединстве, то есть Бог един и в то же время троичен. Таким образом, единство и тройственность проявляются неодинаково. Это соответствует библейскому учению.

Важно отметить, что Новый Завет утверждает:

Отца как Бога (Рим.1:7);

Сына как Бога (Евр.1:8);

Духа Святого как Бога (Деян.5:3-4).

Следовательно, они все равны и вечны.

Эти три лица: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух находятся в вечном единстве, при этом могут вступать в межличностные отношения. Божественная природа всех трех лиц одна и та же, не делится между лицами и принадлежит одновременно всем им. Поэтому к Троице, в качестве аналогии, неприменимы человеческие представления:

— один человек имеет одновременно три разных положения: отца, сына и деда;

— три разных человека, связанных родственными отношениями, живущих и действующих в одной местности: отец, сын и дед.

Божественная сущность целостна, едина для всех лиц божественной Троицы и не существует нигде, кроме Троицы, то есть Бог не смешивается со Своим творением.

Триединство Бога можно представить в виде такой схемы.

не

 

Видим, что Отец, Сын и Дух Святой вместе составляют Единого Бога, они находятся в неразрывном единстве, но, в то же время, Отец – этот не Сын и не Дух Святой, а Сын – это не Отец и не Дух Святой, а Дух Святой – не Отец и не Сын.

Человеческому разуму невозможно подобрать материальную иллюстрацию Троицы, которая бы реально отображала сущность Троицы.

Троица для нас остаётся тайной и никакое уподобление неспособно выразить во всей полноте учение о Троице.

Вера в Троицу до конца не поддаётся разумному объяснению, но она необходима для нашего спасения.

2.11. Триединый Бог в деятельности.

2.11.1 Триединый Бог проявляет Себя в сотворении:

Бог-Отец творил мир словом: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3).

Бог Сын — Слово, произнесенное Богом: » В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1-3).

Бог Дух (Святой) носился над водою: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2).

2.11.2 Триединый Бог проявляет Себя в воплощении:

Бог Отец отдал Своего Единородного Сына. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Бог Сын родился: «…родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.» (Мф.1:21-23).

Бог Дух (Святой) сошел на Марию и она зачала. «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф.1:20).

 

2.11.3 Триединый Бог проявляет Себя в искуплении:

В Послании Евреям 9:11-14 мы читаем: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!»

Таким образом мы видим, что

— Бог Отец принял жертву на Голгофе;

— Бог Сын отдал Себя за нас;

— Иисус Христос принес Себя Богу Духом Святым.

 

Учение о Троице раскрывается также в описании крещения Иисуса Христа: Отец обращается с Неба, Сын погружен в воды Иордана и Дух Святой видимым образом сходит на Иисуса Христа (Мф.3:16-17), в формуле крещения: «… во имя Отца, Сына и Святого Духа» (Мф.28:19); в Апостольском благословении: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2Кор.13:13).

2. 12. Действия Триединого Бога в жизни христианина.

Отметим две важные стороны христианской жизни: общение и молитва.

Бог Отец приглашает нас к общению с Ним, «через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф.2:18). Бог Сын примирил нас, «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения»

(2 Кор. 5:19). В Духе Святом мы имеем доступ к Отцу (Еф. 2:18).

Бог Отец отвечает на наши нужды: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин.16:23). Бог Сын — в Его имя мы молимся (Ин. 16:23). Бог Дух направляет нас в молитве: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).

Выводы.

Бог принципиально отличен от нас и от окружающего нас мира.

Бог хочет, чтобы мы знали какой Он и поэтому открывает Себя для нас в Библии.

Нам важно знать какой есть Бог для нашего общения с Ним.

В нашем материальном мире не существует аналогии Троицы, поэтому нам невозможно понять это учение разумом, но мы можем принять его верою.

Троица раскрывается через деятельность Бога в истории и проявлении каждого божественного Лица.

Тексты для запоминания:

«Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» Исход 34:6

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» 1 Иоанна 4:16

«Будьте святы, потому что Я свят» 1 Петра 1:16

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» 2 Коринфянам 13:13

«Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты» Псалом 138:8

Вопросы к уроку:

  1. Каков наш Бог? Каковы Его свойства?

  2. Что значит: Бог есть Дух?

  3. Бог вечен и вездесущ, что это значит?

  4. В чём проявляется, что Бог нас любит?

  5. Что такое триединство Бога?

  6. Как проявляется триединство Бога в Его деятельности?

Добавить комментарий