3. Грех, спасение и вечность.

3.1. Грех и необходимость спасения

Человек был сотворен безгрешным, однако, первые люди — Адам и его жена Ева, впав в грех будучи искушенными сатаной, представшем им в виде змея. Наши прародители поддались уговорам падшего ангела и ели плоды дерева познания добра и зла, нарушив тем самым запрет Бога. Совершив этот поступок, первые люди впервые согрешили. Грех вошел в жизнь человечества и с тех пор он царствует в мире. В результате первого греха, Адам и его жена не только сами были изгнаны из Эдемского сада, но и вся природа испытала на себе негативные последствия грехопадения. В жизнь же человека пришли страх, страдания, болезни и смерть (Быт.3:1-19). Одним из важнейших последствий грехопадения стала греховность всех последующих поколений людей.

Все люди являются грешниками от рождения (Пс.50:7) в силу изначальной греховной испорченности нашей природы, унаследованной от греховных предков. Всеобщая подверженность людей смерти, которая является наказанием за грех — «Возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23) — доказывает всеобщую испорченность грехом любого человека. Как пишет апостол Павел: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Даже самые светлые человеческие чувства и помыслы не свободны от греха.

Грех это не отвлеченное понятие. «Грех есть беззаконие» (1Кор.3:4). Это нарушение Божьей заповеди. Поэтому очень важно знать Божьи заповеди, изложенные в Библии. Грех по неведению остается грехом. Халатность и лень при изучении Писания не оправдывают нас. С другой стороны, не следует «изобретать» грехи, о которых ничего не говорится в Слове Божьем. Грех это не обязательно действие потому что можно согрешить и словом (Иак.3:6), и мыслью (Мф.5:28), и бездействием (Иак.4:17).

Как мы уже сказали, человек является грешником не в результате совершения грехов, но наоборот, так как он изначально греховен, то он и совершает многочисленные грехи. Неверующий человек, не знающий Христа, может совершать добрые поступки, но по своей природе даже самый добрый человек все равно порабощен злом. Хороший характер и добрые дела не есть доказательства безгрешности (Лк.11:13). «Хороший» неверующий человек — это всего лишь человек, греховный потенциал которого менее реализован чем у явного грешника или преступника.

Греховность человека делает невозможным его обращение со святым Богом. Святость Бога означает отделение от греха. Лишь искупительная жертва Христа, о которой говорилось в предыдущем уроке, сделала возможным спасение грешных людей. Искупление открыло возможность для любого грешника обрести спасение через веру и покаяние (Мк.1:17).

3.2. Подготовка человека к спасению

Спасение верующих во Христа – это акт Божьей милости. Это решение свободно принятое Богом. Верующие ни в коем случае не «имеют права» спасения. Желая спасти всех людей (1Тим.2:4, 2Фес.3:9), Бог не навязывает Себя тем, кто не хочет чтобы Он стал их Господом. Любя людей, Бог предусмотрел план спасения для тех, кто готов покаяться и уверовать в Евангелие, хотя Он и не обязан спасать от вечных мучений кого бы то ни было. Принимая решение спасти тех, кто уверует, Господь несомненно знал, что спасутся далеко не все люди. Он, будучи всеведущим, заранее знал каждую личность (Ин.1:47-48), которая примет дар веры. С такими личностями Бог находится в особых взаимоотношениях задолго до их рождения. Именно об этих взаимоотношениях говорится, когда указывается, что Господь «предузнал» каждого верующего (Рим. 8:29). Бог ведет таких людей от рождения ко дню покаяния, поскольку предусмотрел их преображения в образ Христа (Рим.8:29).

Таким образом, подготовка спасения это дело Божие. Поэтому совершенно справедливо замечает Евангелист Лука: «спаслись…которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян.13:48).

Те же, кто не оказался в числе избранных, оказались в числе погибших грешников по своей вине. Бог хочет. Чтобы все спаслись (2 Пет. 3:9, 1Тим. 2:4), но к тем, кто не захочет уверовать, могут быть отнесены слова Господа Иисуса Христа: «Хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, а вы не захотели» (Мф.23:37).

В определенный момент жизни Бог открывается человеку, дает ему информацию о чудесном плане спасения. Иногда человек знает о Боге с раннего детства. Однако, простые знания о Боге и об искуплении Христа еще не означает. Что человек спасен. Как написал апостол Иаков: «И бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Такие представления о вере необходимы, чтобы затем действительно обрести спасение. Истинная вера, невозможна без предварительного знания, поскольку: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Для того. Чтобы снабдить человека информацией о спасении, обладая которой он может принять решение последовать за Христом, Бог использует Свое Слово (Библию) и людей провозглашающих Его истину (Рим.10:17). Хотя для того, чтобы человек начал искать Бога, Господь использует весь окружающий мир (Рим.1:20). Но лишь Божьей Слово (Библия) способно точно показать ищущему путь спасения (Рим.10:17, Ин.17:17).

3.3. Обретение спасения.

Человек становится спасённым в определённый момент времени, когда в одно мгновение в его внутреннем состоянии и его положении перед Богом наступает глубокая перемена. Это изменение называют обращением. Человек отворачивается от прежней греховной жизни и поворачивается лицом к Богу. Процесс обращения столь многогранен, что описывается в Библии и богословии целым рядом терминов.

  1. Покаяние – это наиболее часто используемый в церквях ЕХБ термин для обозначение обращения. Покаяние это не только раскаяние в грехах, это глубочайшая внутренняя перемена мышления и, как следствие, жизни. По греческий (язык оригинала Нового Завета), слово метанойа (покаяние) означает перемену мыслей. Именно к этому призывал своих последователей Господь Иисус Христос.

Простое сожаление о грехах может иметь место даже в жизни неверующего человека. Но такое раскаяние ещё не является покаянием в Библейском смысле. Покаяние – это осознанный отказ от всего прежнего греховного мышления и образа жизни. При покаянии человек принимает решение думать и жить по новому, ориентируясь на библейские ценности и стандарт. Покаяние может быть очень эмоциональным, а может напротив, внешне не выражаться на уровне чувств.

  1. Обретение спасительной веры. Истинное покаяние обязательно сопровождается обретением спасительной веры. Спасительная вера – это не просто знание спасительных истин, но и верность Богу

(Евр. 11:8) и доверие Ему (Рим. 4:3). В момент обращения у человека

и устанавливаются те доверительные отношения с Богом, которые и

позволяют покаявшемуся называться верующим в самом подлинном

смысле.

  1. Рождение свыше. В момент обращения человек духовно рождается заново или, выражаясь иначе, переживает рождение свыше (Ин. 3:3). Это не просто красивая метафора. В человеке действительно зарождается совершенно новая, праведная, духовная природа. Он становится новым творением (2 Кор. 5:17). Этой новой природе верующего противен грех. Рождённый свыше человек ещё способен грешить, как старая греховная природа, ещё остаётся в нас до окончания нынешней, земной жизни. (Рим.7:22-23).Однакообращённый человек не только испытывает отвращение к греху, но и имеет возможность преодолевать свои грехи (Рим. 6:17-19)

  2. Оправдание. В момент обращения изменяется характер отношения Бога к нам, так как мы принимаем Христа как Господа и Спасителя, то на нас распространяется действие Гологофской жертвы Христа. Таким образом с момента покаяния мы оправданы перед Богом (Рим. 5:9), не смотря на все наши прошлые и будущие грехи, поскольку «кровь Иисуса Христа, Сына Божьего, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Верующему вменяется праведность Христа (Рим. 4:5).

  3. Усыновление. В момент обращения Бог усыновляет нас (Галл. 4:5). Каждый верующий таким образом вступает в личные родственные отношения с Господом. Бог считает верующих Своими детьми: сыновьями и дочерями.

  4. Дарование вечной жизни. При обращении нам даруется вечная жизнь в райском блаженстве со Христом (Ин. 3:16, Рим. 8:7). Таким образом физическая смерть является для верующего человека переходом к лучшему состоянию (Флп.1:21).

  5. Крещение Святым Духом. Уверовавшие получают духовное крещение в момент покаяния. Крещённый Святым Духом человек – это человек в котором живёт Святой Дух (Ин.14:17). Именно таково состояние всякого верующего «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). Таким образом, обращённый человек (Христов) обязательно крещён Святым Духом, а значит рождение свыше и крещение Духом Святым происходит одновременно. Принятие Святого Духа верующим означает, что христианин с самого начала обладает полнотой духовных возможностей, дарованных верующим. Каждый уверовавший спасённый человек обладает даром (или несколькими дарами) Святого Духа для служения (Рим.12:4-7, 1Пет.4:10). Библия не учит искать крещение Святым Духом как отдельного от Рождения Свыше духовного переживания.

3.4. Освящение

Как мы уже говорили, после покаяния старая греховная природа не исчезает. Это греховная природа, называемая в посланиях Апостола Павла «ветхим Адамом» или «плотью», сопротивляется нашей новой праведной природе и пытается заявлять о себе. Поэтому в жизни христианина всегда присутствует внутренняя духовная борьба. Однако при правильном духовном развитие христианин всё более освобождается от влияния греха на свою жизнь. Этот процесс непрекращающегося очищения и называется освящением (Отк. 22:11).

Освящение – это продолжение процесса спасения. Также как и обращение, освящение производится Святым Духом (1 Фес.5:23, 2 Кор.3:18). Однако от человека требуется соблюдение определённых условий. Верующий призван вести молитвенную жизнь (1 Фес.5:17), изучать Библию (2 Тим. 3:16-17), находится в христианском общении, чтобы исполнятся Святым Духом (Еф. 5:18). Кроме того от верующего требуется быть дисциплинированным и усердным, употреблять усилия в борьбе с грехом и совершенствовании в добродетели (Тит. 3:8, Фил. 3:12-14). При соблюдении этих условий Бог будет освящать нас.

Следствием освящения является всё более ясно проявляющийся в жизни верующего плод Духа (комплекс добродетелей, порождённых действием Святого Духа): «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). Итак, признаками освящения является умение любить даже врагов, способность радоваться во всех обстоятельствах жизни, хранить мир. А также быть терпеливым, добрым, милосердным, всегда верным Богу, способным снисходить к чужим взглядам и недостаткам, и наконец, умеющим держать себя в руках.

Таким образом, освящение – это не только преодоление остаточной греховности, но и в духовном возрастании, благодаря которому христианин своим характером всё более начинает походить на Господа Иисуса Христа (2Кор. 3:18,

1 Кор. 4:16).

3.5. Посмертное состояние и завершения спасения.

После смерти верующий приходит на суд Христа (Рим.14:10). Этот суд не будет подобным суду Бога над грешниками. Он не будет грозить им вечным осуждением, такому суду верующие не подлежат (Ин.5:4), однако христиане должны будут дать отчёт за свои дела и получить от Бога их праведную оценку (1Кор. 3:12-15).

Как мы уже отмечали, физическая смерть не является для христианина непоправимой трагедией (1 Фес. 4:14). Верующий умирая, теснее соединяется с Иисусом (Флп. 1:21, 23). Личное существование для верующего таким образом не прекращается с физической смертью, личное самосознание сохраняется (Отк. 6:9-10). До некоторой степени посмертное бестелесное существование предпочтительнее земной жизни, поскольку христианин уже недоступен для зла совершающегося в мире (Ис. 57:1). Однако, не смотря на все преимущества такое состояние не вполне полноценно, поскольку человек изначально сотворён телесным существом (Быт.2:7). Поэтому бестелесное состояние это лишь временное состояние. Все умершие во Христе ожидают воскресения в новых телах.

Новое тело все христиане получат при всеобщем воскресение верующих, которое состоится при возвращении Христа за Церковью в конце времён. Верующие, которые будут жить в это время, получат новые тела, благодаря чудесному преображению минуя смерть (1 Фес.3:14-17, 1 Кор.15:51-52). О природе нового тела известно немного. Оно будет обладать новыми совершенными свойствами, поскольку будет «духовным» телом (1 Кор. 15:44). Однако оно будет реальным, а не иллюзорным так как будет подобным воскресшему телу Христа (Флп. 3:20-21). Ясно, что оно будет славным, сильным (1Кор. 15:43) и нетленным (1Кор. 15:42).

Неверующий после смерти также находятся в сознательном состоянии и страдают в отсутствии Христа (Лк. 16:22-23). Им предстоит пережить воскресение осуждения (Ин. 5:29), отдельно от воскресения верующих. Хотя и остаётся неясным, что из себя будут представлять тела воскресших грешников.

Вернёмся к верующим во Христа. Итак, окончание земного существования для христианина это шаг к завершающему этапу спасения, который ещё называют прославлением, поскольку верующие будут прославлены со Христом (Рим. 8:17-30). Последний, завершающий этап спасения будет характерен тем, что верующие уже не соприкоснуться ни с чем греховным (Отк. 21:27). На сотворённой для них новой земле уже не будет место ни болезням, ни страданиям, ни иным последствиям грехопадения (Отк.21:4). Наступит блаженное время непосредственного и постоянного созерцания Христа (1 Кор. 13:12; Отк. 21:23-24).

3.6 Конечные судьбы мира и людей.

Мы с вами уже рассмотрели посмертную перспективу для верующих и неверующих людей, размышляя об индивидуальной судьбе каждого человека. Теперь поговорим о судьбе человечества в целом.

Земная история с присущими ей проблемами и усугубляющимся кризисом будет продолжаться до того момента, когда Бог, Сам вмешается в неё и состоится второе пришествие Христа. Дата этого событие не может быть предсказано людьми (Мф. 24:36). Начало пришествия Христа произойдёт внезапно (1 Фес. 5:2).

События будут развиваться следующим образом: сначала произойдёт воскресение умерших верующих, затем преображенные верующие будут подняты от земли навстречу Господу, которое произойдёт в воздухе (1 Фес. 4:16-17). Важно отметить, что восхищение Церкви коснётся всех верующих, а не какой-то их «праведной» части. Слова Господа Иисуса о том, что в пришествии «один берётся. А другой оставляется» (Мф. 21:39-41, Лк.17:34-36), относятся не к двум различным категориям верующих, а к взятию верующих из среды неверующих.

Вслед за взятием Церкви последует великая скорбь: период больших бедствий для оставшихся на земле людей. Во время великой скорби Антихрист (страшное воплощение зла) будет безраздельно царствовать над всем миром и возомнит себя богом (2 Фес. 2:4,7-10). Он станет объектом обожествления и поклонения. Не смотря на то, что Церковь будет уже взята, для некоторых людей ещё останется надежда на спасение (Отк. 6:9, 7:14). Во время великой скорби неверующих людей постигнет Божий гнев (Отк. 16 гл.). Правление Антихриста закончится победой над ним Христа (Отк. 21:2).

При этом состоится пришествие Христа со святыми на землю и установления тысячелетнего царства. На земле установится мир и гармония (Ис. 11:6-7; Отк. 20:4). Конец тысячелетнего царства будет ознаменован последней попыткой Сатаны взять реванш за своё историческое поражение. Однако он будет повержен в последней битве добра со злом и будет брошен в озеро огненное

(Отк. 20:7-10). После этого состоится воскресение грешников для последнего суда перед великим белым престолом (Отк. 20:11-15).

Затем, после осуждения грешников, Бог создаст новое небо и новую землю для спасённых (Отк. 21:1). Перед этим нынешняя земля будет уничтожена. Верующие будут пребывать на новой земле вечно (От. 22:5). Точно также и пребывание грешников в аду характеризуется Писание как вечное (Мф. 25:46). Таким образом, завершится история человечества, а вместе с ней и реализация Божьего плана спасения.

Рим. 3:23 «потому что все согрешили и лишены славы Божией»

Рим. 6:23 «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем»

Иоанна 5:24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

Вопросы к уроку:

  1. Почему все люди нуждаются в спасении?

  2. Как человек может обрести спасение?

  3. Что означает рождение свыше?

  4. Что означает оправдание?

  5. Что человек должен делать, чтобы ему освящаться?

  6. Что происходит с верующим после смерти?

  7. Каковы заключительные события истории человечества?

Добавить комментарий