4. Десять заповедей

 Сегодняшний урок посвящён десяти заповедям. Что такое заповедь? Заповедь – это повеление, это то, что надо исполнять, не обсуждая и не дискутируя. Бог не говорит: «Я предлагаю тебе, если хочешь — попробуй и увидишь, что получится». Нет! – Он говорит: «Я даю тебе заповедь, Я повелеваю тебе исполнять её». Ниже мы поговорим о том, что Божии заповеди бывают безусловными и с условиями. В чём смысл и суть Божьих заповедей, какая из них самая важная? На этот вопрос ответил Иисус: «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:35-40). Итак: смысл всех Божьих повелений: любить Его, Господа Бога и того, кто рядом с тобой, то есть ближнего. И именно через эту призму мы сегодня будем рассматривать заповеди, которые Бог дал Своему народу. Это произошло после того, как Господь освободил народ Израильский из египетского плена. Израильский народ 400 лет прожил в Египте, в рабстве, и забыл Господа Бога. Этот народ, лидеры которого имели непосредственные близкие отношения с Богом, не знали, каков Он Бог Израиля, и что Он желает от своего народа. Они слышали рассказы о былом могуществе Бога Авраама, Исаака и Иакова, они были очевидцами чудес, которые Бог явил в Египте, чтобы освободить Свой народ, но они не знали, что делать дальше, они не ведали что хочет Господь от них, лично от каждого человека. В книге Исход в 19 главе описывается как Бог собирает Свой народ у горы Синай. Моисей – избранный Богом лидер Израильского народа, поднимается на эту гору, а народ остался ждать. Господь на горе сообщил Моисею законы или заповеди, по которым должен жить народ, чтобы угодить Богу. Причём Бог непосредственно излагает заповеди всему народу, но эти заповеди личные, то есть Бог обращается к каждому человеку персонально, а не вообще к какой – то массе людей.

Давайте рассмотрим эти заповеди, они очень актуальны сегодня, не смотря на то, что были произнесены Богом около 3500 лет назад. Более того в Новом Завете все эти заповеди находят подтверждение.

Первые четыре заповеди относятся к взаимоотношению человека и Бога. Господь напоминает Израилю что Он вывел Его из рабства египетского и никто другой. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20:1). Тем самым Бог подчёркивает Своё могущество и право повелевать. И далее Бог произносит

4.1. Первая заповедь: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2). В то время окружающие Израиль языческие народы поклонялись многочисленным богам, божкам, идолам и т. д. Библия называет это явление идолопоклонством. Находясь в Египетском рабстве Израиль забыл своего Бога и естественно начал поклонятся идолам. Но Истинный Бог есть Бог – ревнитель, Он Своей славы не отдаёт никому (Исх. 20:5; Исх. 34:14; Втор. 4:24). Именно поэтому Господь начинает с самого главного. Никаких других богов, никаких идолов. Есть только Один Истинный Бог и других нет и не будет. Сегодня эта заповедь звучит также актуально. Люди забывая, что истинный Бог только один, един и неделим, пытаются найти утешение в поклонении идолам. Сегодня идол – это то, что затмевает собой Бога, и то, чему человек посвящает все свои мысли, своё время, свои силы и свои средства.

Из первой заповеди вытекает

4. 2. Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6).

Эта заповедь объясняет Народу Божьему, что значит и как не поклонятся идолам . В отличие от первой, эта заповедь содержит условия. Первая заповедь безусловна – не будет и всё! А здесь говорится, что если ты не послушаешься, если будешь поклоняться идолам, то будут наказаны твои потомки, вплоть до правнуков. Это ещё раз показывает, что Бог – ревнитель. В древности люди вырезали из дерева или камня фигурки и поклонялись им. У каждой семьи или рода были свои божки, их называли идолами или кумирами. Этим фигурам приносили жертвы (иногда человеческие), молились перед ними, исполняли различные ритуалы. Фактически человек поклонялся изделию своих рук. Всё что связано с обычаями или обрядами идолопоклонства Библия называет мерзостью. Сегодня мы можем также видеть вокруг себя, как люди поклоняются изделиям своих рук, или тому, что сотворено Богом, поклоняются природе, космосу, знанию и т. д. Одновременно с наказанием тех, кто не исполняет эту заповедь, Господь обещает необычные благословения тем, кто строго придерживается её – милость до тысячи родов. Это удивительно, но это так, потому что порою мы не понимаем, почему те или иные люди так благословлены. «За что им столько от Бога, возмущаются люди». А ответ прост, кто-то из предков очень боялся нарушить Божии заповеди и стремился жить святой жизнью послушания Господу.

4. 3. Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7). Упоминание имени Господа по всякому поводу, а порою без повода может принести Ему очень нехорошую славу. Имя на Древнем Востоке означало очень многое. Считалось, что если я знаю имя человека или имя Бога, то знаю о человеке всё. Произнесение имени просто так означало неуважение и оскорбление, а произнесение имени Бога просто так, означало неуважение к своему Богу. Что же это за Бог, которого можно оскорблять. Люди часто клялись именем Бога, но если человек не исполнял клятвы, то Бог был посрамлён. А это страшно, потому что не исполнение клятвы именем Бога ставило под сомнение существование Самого Бога. А за это Господь наказывает. Сегодня эта заповедь говорит нам, что к Богу надо относится серьёзно. Богом нельзя понукать или приказывать Ему. Порою, мы призываем имя Господа просто так, к слову, по привычки, не понимая, что тем самым принижаем Его Славу, Его величие. Современным христианам достаточно говорить чёткое «да» или чёткое «нет» и исполнять сказанное и обещанное и это будет лучшим подтверждением серьёзности намерений и надёжности, что для Господа лучше всяких высокопарных клятв.

4. 4. Четвёртая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Находясь в Египетском плену израильтяне очень тяжело, до изнурения работали. Изнурительная работа способствовало тому, что избранный народ Божий забыл своего Бога. Евреям некогда было молится, поклонятся, изучать закон и т. д. то есть делать всё то, что Бог ждёт от Своего народа. К тому же, от тяжёлой работы израильтяне очень уставали, что сказалось на их физическом здоровье. Господь сам подал пример – шесть дней творил мир, а седьмой посвятил покою (Быт. 2:2-3). Бог освятил (то есть отделил) этот день, для того, чтобы подвести итоги, порадоваться сделанному. Основная идея этой заповеди – отдели седьмой день для Бога. То есть не просто ничего не делай, а иди на поклонение к Богу, молись, читай, трудись для Господа, подведи итоги уходящей недели, поблагодари Бога за всё, что Он дал тебе и что забрал от тебя. Суббота в Израиле был седьмой день недели. Шесть дней люди работали, а седьмой отдыхали. За субботой шёл первый день недели. Иисус был распят в пятницу, то есть в пятый день недели, а воскрес в первый день недели, который потом стали называть воскресенье. Первые христиане стали собираться на богослужения именно в первый день недели, чтобы праздновать воскресение Господа Иисуса Христа. Постепенно первый день недели стал – последним, то есть Воскресенье стало седьмым днём в современном календаре. Надо отметить, что мы не должны переносить полностью традиции ветхозаветной субботы на наш воскресный день. Мы должны помнить, что празднование субботы у ветхозаветного израильского народа — это часть Закона Моисеева, а согласно Кол. 2:16-17 празднование ветхозаветных праздников, включая субботу, есть предвестие грядущей полноты во Христе. Для нас важны принципы субботы, а не ритуальное её исполнение.

Следующий блок заповедей посвящён взаимоотношению между людьми. Господу очень важно то, как люди относятся друг к другу, потому что грех настолько развратил человеческие сердца, что люди истребляли друг друга, не о каких морально – этических гуманных нормах в то время не помышляли. Царил принцип: выживает сильнейший. Жизнь по такому принципу грозила самоуничтоженью Божьего народа. Бог заповедует народу, как им следует вести себя по отношению друг к другу.

4.5. Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12)

Уважение к родителям – ключ к стабильности общества. Бог называет себя Отцом Небесным всех верующих в Него. Правильное отношение к Небесному Отцу формируется на примере того, как христианин относится к своим земным родителям. Господь знал, что существует проблема отцов и детей, и порою в действиях молодёжи проявляется открытое неуважение к авторитету родителей. В последствие одной из причин вавилонского пленения было именно потеря почитания родителей (Иез. 22:7,15). Эта заповедь содержит обетование (или обещание, условие) о том, что тот кто будет почитать отца и мать будет долго жить на земле, а не почитание родителей сокращают земную жизнь человека. Это обетование сохраняется и в Новом Завете (Мф. 15:4, Мк. 7:10-13, Еф.6:1-3), то есть до сего дня действует эта заповедь и обетование. Мы должны очень внимательно относиться к своим родителям, особенно когда они в преклонном возрасте, воздавая им заботу, почёт и уважение.

4.6. Шестая заповедь: «Не убивай» (Исход 20:13).

Короткая заповедь, кажется очень простой, но в ней много смысла. Речь идёт о том, чтобы не брать ничью жизнь. Если перевести дословно с еврейского, то получится «не бери ничью жизнь» или «не свершай убийство». То есть речь идёт о намеренном убийстве, когда человек сначала замышляет убийство в своём сердце, а потом свершает его. Этой заповедью Бог подчёркивает, что человеческая жизнь имеет особую ценность. Только Бог волен распоряжаться человеческой жизнью, поскольку Он дал жизнь каждому конкретному человеку. Однако заповедь «Не убивай» имеет цель защитить жизнь не виновного человека. За ряд преступлений в Ветхом Завете предусматривалась смертная казнь. Бог через Свой Закон говорил, кто и за что должен лишиться жизни. Израиль вёл многочисленные войны и это также не считалось нарушением шестой заповеди. Иисус Христос в Новом Завете поднимает эту заповедь на другой уровень. Иисус говорит, что к убийству приравнивается агрессия по отношению к ближнему, словесное оскорбление другого человека, несправедливое осуждение ближнего (1Ин. 3:15, Мф.5:22). В наше время заповедь «Не убивай» говорит о том, что нам надо очень аккуратно относится друг ко другу. Мы должны быть внимательны к тому, что мы говорим, к своему гневу, к сплетням в отношениях братьев и сестёр и пресекать все эти пороки в наших сердцах. Мы не должны замышлять убийства, а тем более его осуществлять. В целом баптисты не считают военную службу и другие профессии связанные с ношением и применением оружия нарушением шестой заповеди (Рим. 13:4), но согласно принципам баптизма, решение христианина брать или не брать в руки оружие является делом его совести, его личной ответственности перед Богом.

4.7. Седьмая заповедь «Не прелюбодействуй». Прелюбодеяние – это супружеская измена. Узы брака – священны, поскольку брак – это установление Господне (Быт. 2:24), и никто не вправе нарушать это установление. В народах окружающих Израильский народ прелюбодеяние входило в систему поклонение языческим богам. Соответственно практика супружеской измены укоренилась и в Израильском народе. Есть ещё одна особенность: в Ветхом Завете Бог рассматривает Свой Завет, Свои взаимоотношения с Израильским как аналогию взаимоотношений между мужем и женой, именно поэтому часто Он называет Свой народ «прелюбодейным», то есть изменяющим Ему, в пользу языческих идолов. Наказанием за прелюбодеяние в Ветхом Завете была смертная казнь (Лев. 20:10). Прелюбодеяние названо «великим грехом» (Быт. 20:9) и великим грехом и злом перед Богом (Быт. 39:9). В Новом Завете Иисус Христос поднимает эту заповедь на ещё более высокий уровень – Он говорит о том, что даже тот кто в мыслях возжелает женщину — уже прелюбодействует (Мф. 5:27-28). Иисус Христос указывает, что прелюбодеяние, как на единственный повод развода с женой (Мф. 19:9).

4. 8. Восьмая заповедь: «Не кради» (Исх. 20:15) Эта заповедь относится уже не к таким близким людям, как супруги. Она защищает имущество, которое дал Господь человеку. За воровство в Ветхом Завете человека предавали смерти (Исх.21:16). Заповедь это без условная, воровать Бог запрещает при любых обстоятельствах, даже когда тебе нечего есть, даже когда воровство это обычное явление в том населённом пункте или том обществе, в котором проживает человек. Порою мы считаем, что мы не крадём, а берём ненужное. Люди настолько привыкли, не платить за проезд, или брать домой что-то с работы, что не понимают – всё это элементарное воровство. Апостол Павел писал, что тот кто раньше до уверования крал, теперь не должен этого делать, а, напротив, должен идти работать (Еф. 4:28).

4. 9. Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Другими словами, не наговаривай (или не обвиняй) на ближнего своего и не обвиняй его в том, чего он не совершал. Чтобы обманом выиграть дело в суде нечестные люди приглашают ложных свидетелей, которые готовы оговорить человека. Это происходит у нас и это происходило в древности. Бог запрещает говорить ложь о людях. Бог – есть Бог справедливости, Он не приемлет обмана. В Новом Завете Иисус повторяет эту заповедь (Мф. 19:18). Сегодня христиане не в коем случае не должны выступать в роли лжесвидетелей. Мы должны всеми силами отстаивать справедливость, даже когда нам это не выгодно, даже когда в результате истинны мы пострадаем.

4. 10. Десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Это пожалуй самая трудных заповедь, потому что она касается тайн нашего сердца. Все предыдущие заповеди касаются видимых вещей. А как контролировать свои желания? Это очень трудная задача. От Бога не ускользает никакие мысли, ни желание сердца. Эта заповедь об ответственности перед Богом за наши мысли. Желание чужого основано на чувстве зависти. Зависть – это страшное зло. Из-за зависти происходит очень много бед. Бог требует от нас чистоты в мыслях. Фактически желания сердце, это то, с чего начинается нарушение предыдущих девяти заповедей. Воровство – начинается с зависти, прелюбодеяние – начинается с желания жены ближнего, порою лжесвидетельство также является причиной зависти. Бог в десятой заповеди предлагает нам останавливать греховные желания и не допускать совершения видимого греха, который принесёт беду не только нам, но и ближнему нашему. В Послание к Ефесянам Павел называет людей желающих приобретение имущество любостяжателями и сравнивает таких людей с идолослужителями. Библия говорит, что таким людям нет места в Царстве Небесном (Еф.5:5) и призывает в нас воспитывать характер, который равнодушен к приобретению имущества и богатства (Евр. 13:5).

Итак, мы увидели, что заповеди данные Богом израильскому народу актуальны и в наши дни. Надо помнить, что все они основаны на любви Божьей к нам. А исполнение заповедей возможно только при условии, что мы любим Господа всем сердцем и всем нашим разумом и любим наших братьев и сестёр.

Стихи для заучивания:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»

(Матфея 22:35-40).

Вопросы к уроку:

  1. На какие группы делятся Заповеди.

  2. В чём смысл третьей заповеди

  3. В чём выражается ревность Бога.

  4. Что обещает Бог тем, кто почитает отца и мать.

  5. Почему так страшно прелюбодеяние.

  6. Чем десятая заповедь отличается от всех остальных.

Добавить комментарий