6. Жизнь и смерть

Христиане, как и все люди в нашем мире, живут, создают семьи, растят детей, стареют и встречают смерть. Как у всех людей у христиан бывают радости и печали, периоды пребывания в добром здравии и болезни. Что отличает христианина от людей других убеждений, так это не сколько обстоятельства жизни, сколько отношение к ним. Жизнь ставит и перед верующим и перед неверующим сходные вопросы, но ответы на них различны. Новообращенный христианин призван произвести подлинную переоценку своих жизненных установок, сложившихся до обращения, и заново ответить на многие жизненные вопросы, определиться на основе Слова Божьего относительно важнейших вопросов своего бытия в этом мире. Этому и посвящается наше занятие.

    1. Смысл жизни.

Многие люди, даже весьма далекие от христианства, задаются вопросом о смысле существования. Неверующие люди находят ответы на этот вопрос доступные для своего мироощущения. Кто-то видит смысл жизни в продолжении своего рода, кто-то в том, чтобы быть полезным членом общества, кто-то в творческой деятельности.

Есть люди, и их становится всё больше, которые вообще не задаются столь глобальными сложными вопросами. Они просто живут, не задумываясь о целях своего присутствия в мире. Их позиция сводится к тому, что надо просто жить. Жизнь коротка и её надо по возможности, прожить в своё удовольствие, до минимума сводя издержки вроде болезней и переживаний.

К какой бы из этих двух категорий людей Вы не относились до покаяния, ни тот, ни другой ход мысли не приемлем для христианина. Христианин не может не думать, почему он существует в этом мире, созданном по великому замыслу Бога-Творца. Не может не понимать, что его жизнь имеет смысл. Точно также христианин, будучи хорошим родителем, прекрасным гражданином или талантливым творческим человеком, осознает тем не менее, что ни творчество, ни общество и даже не семья являются наивысшей ценностью, и поэтому не могут быть смыслом жизни в высшем смысле.

На первый взгляд для христианина вопрос о смысле жизни прост – жить ради Бога и ожидать будущей жизни. Однако, на практике многие христиане остаются в плену прежних (дохристианских) установок или различных, далеких от конкретики представлений. В первом случае, утверждая что смыслом жизни для него является Господь, христианин в повседневной жизни продолжает служить прежним идолам. В этой роли может быть карьера, материальный успех, достижение творческих вершин или благополучие семьи. Ради достижения этих целей верующий может с большей или меньшей лёгкостью пожертвовать верностью библейским заповедям и пойти на серьёзный компромисс с совестью, на словах продолжая утверждать свою посвященность Господу. Во втором вариенте за словами: «Я живу ради Христа» не стоит чего-либо конкретного. Это декларация лишённая конкретного содержания.

Наконец, даже тот христианин, для которого Господь действительно является смыслом всей жизни, не всегда ясно представляет как совместить посвящённость Господу с другими жизненными ценностями, например, с семьей, которая также для него много значит.

Попытаемся ответить на вопрос о смысле жизни с точки зрения Божьего Слова. Во-первых, безусловно, верным является утверждение, что смысл жизни христианина это Христос: «…Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:15). Важно, однако, отметить, что посвящение жизни Христу согласно Библии носит вполне конкретный характер. Это ежедневный поиск Божьего водительства и правления (Царства) Бога в нашей жизни. «Ищите же прежде Царствия Божия…» (Мф.6:33), призывает нас Христос. Царство (правление) Бога (Царство Божие, Царство Небесное) – важнейшая тема проповеди Христа в Евангелиях. Апостол Павел также говорит об этом и говорит о конкретных характеристиках правления Бога в жизни верующих людей: «…Царствие Божие… праведность, мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).

Для того, чтобы достичь максимально возможного правления Христа в нашей земной жизни, необходимо дать свободу действовать Святому Духу в нашем сердце: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал.5:22-23). Иными словами, нам необходимо освящение, ежедневное духовное возрастание: «…святый да освящается еще» (Отк.22:11). Однако, если целью нашей жизни является послушание Божьей воле, то это включает в себя не только внутреннее преображение, но и активное проявление любви к Богу и ближнему: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей» (1 Пет. 4:10).

Распространение Божьего Царства – это и проповедь Благой Вести о Христе другим людям: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф.28:19-20). И конечно же стараясь к полноте Божьего Царства в своей жизни и к его распространению в мире через свидетельства, каждый верующий призван строить свою земную жизнь исходя из её конечности и грядущей полноты Божьего Царства в вечности: «О горнем помышляйте, а не о земном…» ( Кол. 3:2 ).

Суммируя вышесказанное, можно так ответить на вопрос о смысле жизни для христианина: стремиться к распространению Царствия Божия, деятельно любя Христа и ближних, служа своими дарами, освящаясь, стойко преодолевая превратности этой жизни в ожидании блаженного мира, когда мы увидим Христа «лицом к лицу» (1Кор.13:12). Во всем этом и состоит наша посвященность Христу, нашего утверждения, что Христос – смысл нашей жизни. Жить Христом, значит служить Христу и способствовать распространению Его Царства в своём сердце, в служении, в семье, в церкви, в обществе.

При таком понимании высшего смысла в жизни христианина, легко находится место и для других жизненных ценностей. Есть удивительный библейский текст, который прекрасно иллюстрирует гармоничное сочетание высшей цели жизни христианина и его земных привязанностей: (Женщина) спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и святости с целомудрием (1Тим. 2:15). Речь здесь не идет о том, что женщина спасается через роды. Предположить подобное, значило бы противоречить всему учению Нового Завета, согласно которому лишь живая вера является условием спасения (ср.Еф.2:8-9). Однако, женщина-христианка в любви к Господу, совершенствуется приобретая опыт материнства и способствует распространению Божьего царства через благочестивое воспитание детей и доброе свидетельство миру о христианской семье.

Такой подход применим и к другим областям человеческой жизни. Христианин – бизнесмен может стремиться к приобретению прибыли, если он хочет послужить для внешних примером честного предпринимательства и послужить своими деньгами церкви и развитию миссионерства. Христианин-писатель или христианин- художник могут стремиться к творческой самореализации, если этим они хотят прославить Христа, способствовать евангелизации мира и т.п.

Важно, чтобы любовь в семье или к любимому делу не ставились выше любви и посвящённости Христу, ибо тогда это уже не будет полноценным христианством: «кто любит отца или мать, более нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня…» (Мф.10:37). Если наши земные цели и привязанности мы также подчиняем и посвящаем Христу, то между ними и высшим смыслом нашей жизни в служении Богу нет противоречия.

6. 2. Жизненные трудности, проблемы и утраты

Жизнь всякого человека в значительной степени состоит из преодоления трудностей и различных проблем. Христиане не являются исключением. Подчас и на долю верующего человека выпадают тяжелые утраты: потеря работы, болезнь и смерть близких. В этом нет ничего удивительного: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). Необходимо быть готовым к возможным трудностям и утратам, чтобы они не стали для нас полной неожиданностью. Это, конечно, не означает, что верующих обязательно должно постигать сильное горе или переживание. Напротив, Бог любит и хранит своих детей.

Однако и без трудностей и штормов жизнь христианина редко обходиться. Бог допускает трудности в нашей жизни для формирования в нас подлинного христианского характера и мы верим, что эти трудности нам во благо. Не случайно назидание апостола Павла: «в скорби будьте терпеливы» (Рим.12:12). Жизнь христианина отличается от жизни неверующих людей не отсутствием скорбей, а тем как они переносятся. Христиане во всех своих проблемах и переживаниях не одиноки. Христос верен своему обещанию: «Се, Я с вами во все дни до скончания мира» (Мф.28:20). Важным отличием христиан является и их способность сохранять внутреннее равновесие благодаря молитве и Божьей помощи. «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошением с благодарением открывайте свои желания перед Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп.4:6-7).

6. 3. Болезни

Болезнь, одно из последствий грехопадения прародителей, встречается в жизни практически каждого человека. Болезни присутствуют и в жизни верующего человека. Болезни – это то, чего человек пытается избежать или от чего старается избавиться. Неверующий человек старается найти наиболее квалифицированных врачей и наиболее результативные средства лечения мучающего его недуга. Многие стараются применять профилактические меры, оздоровительные методы, практикуют занятия физкультурой и спортом с целью прожить как можно дольше лет в добром здравии.

Каковым же должно быть отношение к болезни у верующего христианина? Во-первых, следует отметить, что верующий человек в болезни призван уповать прежде всего на помощь Бога. Христианское отношение к болезни ни в коем случае не состоит в отрицании медицины. Профессия врача всегда была принимаема и одобряема христианским сообществом. Достаточно вспомнить о Луке, которого апостол Павел называет «врач мой возлюбленный» (Кол.4:14). Отрицающим медицинское лечение христианам следовало бы вспомнить о словах Христа: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7).

В то же время проблемой может стать и чрезмерное упование на врачей, лекарства и процедуры. Необходимо помнить, что итог лечения зависит не только от искусства врачей, но в первую очередь от воли Божьей. Если мы надеемся на врача более, чем на Господа – мы согрешаем «Проклят человек, который надеется на человека» (Иер.17:5) предупреждает Господь через Своё Слово, и напротив, «Благословен, который надеется на Господа и которого упование – Господь» (Иер.17:7).

В случае серьезной болезни верующий должен усердно молиться сам и обратиться за молитвенной помощью к служителям церкви: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помоляться над ним…и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14-15) Упоминание о прощении грехов не случайно. Болезни могут быть (но далеко не всегда) следствием греха в жизни христианина. В таком случае, исцелению должно предшествовать осознание, исповедание и оставление греха, чему может способствовать искреннее общение больного со служителями. Однако, болезнь не всегда порождена грехом. Вспомним ответ Христа ученикам на вопрос о причинах болезни одного слепого человека: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин.9:3).

Как мы видим, наши болезни могут служить для славы Божьей и осуществления Его особых планов. Поэтому не всегда Бог посылает верующим выздоровление. Апостол Павел свидетельствует: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть… Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня; но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи», ибо когда я немощен, тогда силён»

(2 Кор.12:7-10). Для верного христианина даже телесная немощь – это повод прославить Бога и испытать Его особые благословения, возрасти в терпении, смирении, надежде, научиться видеть Божьи милости в страдании.

Учение о том, что христиане не должны болеть неверное и антибиблейское: «Бог…озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божьей в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор.4:7). Не только о своих немощах повествует апостол Павел. Его ученик Тимофей страдал от хронической болезни желудка (1Тим.5:23). Павел оставил на Милите другого больного сотрудника Трофима (2Тим.4:23). Он же сообщает о тяжелой болезни и выздоровлении брата Епафродита (Флп.2:26-27). Полное и вечное здоровье хотя уже приготовлено для нас благодаря Христу, Который «взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни» (Ис.53:4), однако будет нами обретено лишь в будущей полноте Божьего Царства уже после окончания нынешней, земной жизни, когда «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отк.21:4).

Здоровье надо хранить смолоду. Тела наши – храм Святого Духа (1Кор.6:19) и мы должны относиться к ним бережно. Обладателям крепкого здоровья следует постоянно благодарить Бога за это великое благословение и молиться о его продлении на долгие годы.

6.4. Отношение к смерти

Смерть сама по себе является одним из наиболее тяжких последствий грехопадения. Тогда, на заре человеческой истории, наши прародители согрешив непослушанием предопределили нашу судьбу и судьбу своих потомков: …прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Физическая смерть продолжает оставаться трагической реальностью после того, как наш Господь Иисус Христос принёс жертву умилостивления за грехи мира. Причём как нам всем хорошо известно, умирают не только нераскаявшиеся грешники, но и верующие люди. Впрочем, смерть верующего человека, это всего лишь переход в новое счастливое состояние. «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф.22:32).

Прежде всего, мы верим, что в конце времен произойдет телесное воскресение всех рожденных свыше христиан: «Не хочу оставить вас, братья в неведении об умерших, — пишет апостол Павел, — «дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус Христос умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:15). В другом послании Павел так свидетельствует о воскресении мёртвых: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его» (1Кор.15:22-23).

Однако, еще до телесного воскресения, сразу после физической смерти, христианин, успокаивается в Божьем присутствии. Бог не открывает нам подробно этого промежуточного состояния, в котором пребывают успокоившиеся в Господе христиане, но ясно, что это уже счастливое состояние в общении с Господом. Христос сказал покаявшемуся на кресте благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

Таким образом, христианин может с оптимизмом ожидать часа своей кончины. Однако, не смотря на грядущее блаженство, смерть для христианина – это всё же серьёзное испытание. Как бы то ни было, но предстоящий процесс умирания и всё с ним связанное трудно назвать приятным времяпрепровождением. Смерть связана с болью, чувством бессилия, оставлением всего, что занимало человека в течение его жизни, расставанием с близкими. Иногда ко всему выше перечисленному добавляется ещё и сожаление о планах, которым уже не суждено сбыться.

Смерть это не тяжелая реальность, к которой надо подготовляться заранее. Помня о своей смертности, мы должны вести свои дела таким образом, чтобы люди, связанные с нами родственными узами или деловыми отношениями испытали как можно меньше проблем и затруднений в случае нашей кончины. Священное Писание учит: «Сделай завещание для дома твоего» (Ис. 38:1). Среди некоторых верующих это высказывание трактуется в том смысле, что христианин должен дать духовное наставление своим домашним. Хотя подобное «завещание» может быть весьма полезным. Всё же не следует забывать и о буквальном исполнении Слова Божьего. Мы не должны смотреть на смерть с суеверным страхом как неверующие люди. Напишите завещание это не приговор, это необходимая мера.

Что касается духовной и психологической подготовки к смерти, то по сути ей является вся христианская жизнь. Добросовестное исполнение своего христианского долга и любовь ко Христу – лучший залог спокойной смерти верующего христианина. Апостол Павел, оглядываясь на пройденный путь, ожидал грядущую кончину со спокойной совестью: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим.4:7-8). Сильная любовь ко Христу делала смерть для Павла благословенным событием: «Ибо для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение …имею желание разрешиться и быть со Христом, потому. Что это несравненно лучше» (Флп.1:21, 23). Смело и спокойно смотреть в лицо смерти – удел благочестивых, добродетельных, искренне и глубоко любящих Бога христиан.

Тексты для заучивания:

«А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего»

2Коринфянам 5:15

«многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие»

Деяния 14:22.

«Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение» Филиппийцам 1:21

Вопросы к уроку:

  1. В чём смысл жизни для христианина?

  2. Каким должно быть отношение христианина к жизненным трудностям?

  3. Какой положительный опыт мы получаем в болезни?

  4. Как христианин должен относится к смерти?

Добавить комментарий