7. Христианский образ жизни

Одним из важных вопросов, встающих перед любым новообращённым христианином является вопрос о том, как вести себя в обществе, с друзьями, с родными, как проводить свободное время? Вообще, что такое жизнь христианина вне церкви? Наше занятие сегодня посвящено именно этой теме.

7.1. Здоровый образ жизни.

Как известно евангельские христиане – баптисты являются сторонниками здорового и трезвого образа жизни. Хотя занятие физкультурой и спортом и не ведут к духовному совершенствованию и в этом смысле мало полезны (1 Тим. 4:8), они , тем не менее, при разумном подходе, способны укрепить тело, которое есть храм Святого Духа живущего в нас (1 Кор. 6:19). В этом смысле физкультура и спорт является делом вполне угодным Богу. Христиане могут участвовать в спортивных мероприятиях. Тем более, что совместные занятия спортом верующих и неверующих могут быть эффективным методом евангелизации. Однако надо помнить, что чрезмерные занятия спортом могут наносить не пользу, а вред здоровью. Кроме того спорт иногда занимает слишком много времени и может помешать исполнению важных христианских обязанностей по отношению к Богу, к Церкви и к ближним.

Христианин должен бережно относится к своему здоровью и при необходимости прибегать к помощи врачей (Кол. 4:14).

Евангельские христиане – баптисты без условно являются противниками таких общественных пороков и вредных привычек как наркомания, алкоголизм и курение. Огромное количество людей было вовлечено в порок за компанию. Первая сигарета, первая рюмка, пробный укол – всё это как правило связано с желанием быть принятым друзьями или с боязнью быть белой вороной. В нашем обществе общение между людьми часто строится вокруг курилок и бутылок. Поэтому верующим людям часто бывает труднее, чем неверующим налаживать отношение на работе или с соседями. Однако это тот случай, когда любой компромисс губителен: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Христианину не пристало присутствовать на пьяных вечеринках и других неподходящих для верующих людей компаниях.

Надо помнить, что пьянство и курение совершенно неприемлемы для верующего человека. Кроме того курение и алкоголь способны совершенно разрушить здоровье. Входя в алкогольную зависимость человек незаметно для себя теряет контроль над собой, радость, работу, семью, а по час и саму жизнь. Деградация личности часто начинается с совершенно незначительных доз алкоголя. Поэтому заслуживает уважения многолетняя традиция евангельских христиан – баптистов в России совершенно исключать любые виды алкогольных напитков из рациона. Христианин должен быть очень аккуратным. Алкоголь представляет большую опасность.

7.2. Семейная жизнь христианина.

Христианин призван быть образцовым христианином. Мы верим в нерасторжимость брака. Бывают ситуации, в которых Писание допускает развод и вступление в повторный брак для пострадавшей стороны ( сексуальный грех или злонамеренное оставление семьи). Однако эти исключения лишь подтверждают правила. Развод недопустим: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Брак – общественное учреждение. Поэтому он может считаться состоявшимся лишь после государственной регистрации. Верующие люди получают также благословение на брак в Церкви. Христианин должен соблюдать чистоту отношений до брака. Добрачный секс называется в Новом Завете грехом блуда (1 Кор. 7:2). В браке христианин обязан хранить верность (Исход 20:14).

В случае, если брак заключён до обращения, не следует разводится с мужем или женой, которые остаются неверующие ( 1 Кор. 7:12-14). Исключение составляют случаи когда неверующий супруг хочет развестись (1Кор. 7:15). Если же в брак вступает уже обращённый христианин или христианка, то он призван вступать в брак только с возрождённым верующим человеком (1 Кор. 7:39, 2 Кор. 6:14-15).

Если муж и жена являются верующими, то они призваны вместе молится, следовать воли Божьей, способствовать духовному возрастанию друг друга. Если один из супругов является неверующим, то верующий должен стремится к тому, чтобы через свою жизнь (1Пет. 3:1-2) и свидетельства (1Пет. 3:15) привести его ко Христу.

Супруги призваны удовлетворять сексуальные потребности друг друга (1Кор. 7:3-5). Естественным следствием супружеским отношений являются дети (Быт. 1:28). Дети – это Божие благословение для родителей (Пс. 126:3). Однако Новый Завет делает упор не на количестве детей в семье, а на качестве их воспитания (Еф. 6:4).

Супруги могут заниматься планированием семьи. Из Библии не следует, что применение противозачаточных средств является грехом, так как это не противоречит заповедям. Божье повеление, данное нашим прародителям: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28) можно считать исполненным. Земля уже заселена, а многие регионы нашей планеты даже страдают от перенаселения.

Однако всё в жизни христианина должно быть обосновано соображением духовной пользы. Поэтому решение по данному вопросу должно приниматься супругами после молитв, размышлений и консультаций друг с другом. Важное значение имеет финансовое положение семьи и состояние здоровье супругов.

Однако полный отказ от детей у физически здоровой супружеской пары вряд ли оправдан, поскольку в данном случае происходит отказ от исполнение Божьего плана и Его благословение по эгоистическим соображением.

В то же время Бог рассматривает ещё не рождённого человека как полноценную личность (Пс. 138:15-16, Лк. 1:41). Поэтому аборт безусловно является убийством с христианской точки зрения. Недопустимо также использование христианами препоратов абортивного действия, которые приводят к смерти эмбриона после зачатия.

Для жены христианки муж является главой семьи (Еф. 5:23), даже в том случае когда муж неверующий. (1 Пет. 3:1-2). Она должна уважать его и проявлять послушание (Еф. 5:22, 33). Однако почитание мужа не означает слепое подчинение мужу тем более в тех случаях когда он требует совершить явный грех, потворствовать его грехам или оставить церковь. В таком случае послушание Богу куда важнее послушанию людям (Деян. 4:19). Мужу христианину надо помнить, что руководство в библейском смысле — это умение служить (Мк. 10:43) и подавать пример, и не господствовать (1Ин. 5:2-3). Муж должен быть реальным и ответственным лидером в семье. Мудрый муж всегда будет учитывать мнение жены и детей при принятие решений. Хорошо когда решения принимаются в семье на основе взаимного согласия и уважения. Муж призван любить самоотверженно свою жену (Еф. 5:25), беречь её и уважать её (1 Пет. 3:7).

Очень важно, чтобы родители поддерживали авторитет друг друга перед детьми. Конечно, отец должен быть для детей высшим в семье авторитетом, но отцу не следует отменять решение, которое уже принято матерью. В тоже время мать должна повременить с принятием особенно важного решения относительно детей до того времени, когда спросит мнения мужа.

Воспитание детей должно проходить в спокойной обстановке, не следует наказывать детей в гневе. Строить воспитание детей на физических мерах воздействия просто не следует. Если мы любим наших детей и не считаем их глупыми, то надо помнить слова книги Притчей: «на разумного сильнее действует выговор, чем для глупого сто ударов» (Пр.17:10). Сказано в Библии: «Не хорошо без знания» (Пр.19:2), и «приложи сердце твоё к учению и уши твои к умным словам» (Пр. 23:12). Таким образом важной задачей представляется не только научить ребёнка Слову Божьему и мудрости, но и вообще, дать ребёнку надлежащие образование. Образованный христианин способен многое сделать для Господа в современном мире.

7.3. Трудовая и деловая этика.

Важнейшей обязанностью каждого христианина является труд. «Кто не хочет трудится, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Библия осуждает лень и бесполезное времяпрепровождение (праздность). И не осуждает никакого честного (не связанного с грехом) способа обеспечения заработка. Это может быть физическая или интеллектуальная работа. Важно, чтобы это делалось добросовестно. «Всё, что делаете, делаете от души, как для Господа, а не для человеков». (Кол. 3:23).

Торговля и предпринимательство также являются достойными способами зарабатывать деньги. Однако важно при этом строго соблюдать христианские этические нормы. Честно и своевременно оплачивать труд работников (Иер. 22:13, Иак. 5:4), уповать на милость Божию, а не на себя при деловых операциях (Иак. 4:13-16), не обманывать потребителей (Пр. 20:23), не извлекать сверхприбылей за счёт ближнего (Иез.22:2). Что касается банковских операций, то христиане-предприниматели могут участвовать в них и получать процент прибыли, так как запрет давать деньги в рост (под процент) (Иез.18:13, Исх. 22:25, Лев. 25:35-37) относится к личным взаимоотношением и имеют целью оградить обедневшего человека от поборов более богатого заимодавца.

Является ли человек простым работником или занимает руководящее положение в преуспевающем предприятии, он призван поступать достойно своего христианского звания (Еф. 4:1).

 

7.4 Христианский досуг

Христианин, как и все люди, нуждается в отдыхе. О необходимости отдыха для каждого человека ясно сказано в Священном Писании. Это было одной из причин возникновения особого дня – субботы, ещё в Ветхом Завете: «чтобы раб и раба твоя, как и ты» (Втор. 5:4). Безусловно, христианин должен затрачивать очень много времени и сил на ежедневные заботы и исполнение своих христианских обязанностей перед Богом, семьёй, церковью и ближним. Тем не менее, у христианина должно находится время для отпуска и личного досуга. Иначе христианин становится усталым «замотанным» человеком, вид которого вряд ли способен привлечь окружающих к Христу. Кроме того, излишние физические нагрузки разрушительно действуют на организм, который мы призваны оберегать (1Кор. 6:19).

Для христианина важно, чтобы его отдых и досуг были угодными Богу также как и другие стороны жизни. Библией не запрещены никакие формы досуга кроме греховных. Очевидно, что верующий не может «отдыхать» в пьяной компании или за просмотром порнографического фильма. Не следует проводить время и за глупыми и непристойными шутками и анекдотами (смехотворством – Еф. 5:4). Хотя здоровый юмор и веселье не предосудительны (Пр. 17:22).

Нет ничего предосудительного и в том, чтобы почитать газету или книгу, даже не христианского содержания, или посмотреть телевизор. В то же время не следует злоупотреблять подобными формами досуга. Подчас слишком длительное время, проведенное за телевизором или чтением, мешает молитвенной жизни, отнимает у родителей драгоценные минуты общения и игр с детьми, у супругов – возможность сказать друг другу слова любви и поддержки, у людей нуждающихся в свежем воздухе – вечернюю прогулку.

 

7.5. Общество и государство

Исторически баптисты во всем мире всегда были активными в обществе и не избегали государственной службы. Это вполне согласуется с взглядом Нового Завета на общество и государство.

Господь Иисус Христос не считал, что Его ученики должны отделяться от общества. Он молился о них Богу-Отцу: «Не молю, чтобы ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15). Таким образом, верующие, хотя и должны избегать осквернения со стороны мира (греховного общества) (Иуд. 23), все же не должны отделяться от неверующих людей. Верующие, будучи солью земли и светом мира (Мф. 5:13-14), должны сиять в мире как светила (Флп. 2:15). Поэтому христиане не должны исключать себя из общественной жизни или уходить с государственной службы после покаяния. Верующим, по возможности, нужно оставаться на той же работе, что и раньше. Если это не противоречит личным убеждениям совести, христиане могут находиться и на военной службе. При этом им следует руководствоваться словами Иоанна Крестителя, сказанными воинам: «никого не обижайте, не клевещите, довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3:14).

Верующие могут и должны, где возможно, участвовать в благотворительных и других общественно полезных делах, проектах и мероприятиях вместе с неверующими людьми и светить.

Христиане обязаны поддерживать государство в его усилиях, направленных на поддержание порядка и законности в стране, поскольку государственные чиновники и служители закона – это Божьи слуги (Рим.13:4-5).

Безусловно, верующие должны участвовать в таких важных общегосударственных мероприятиях, как выборы, отдавая должное устоям государства (Рим. 13:7).

Верующие должны любить свой народ и свою страну, чтобы проповедовать людям Евангелие. Как можно проповедовать Евангелие Божьей любви тем, кого сам не любишь или не воспринимаешь? Христиане должны любить людей любой национальности (Лк. 2:30-32, Гал. 3:28). Мы не можем поддерживать любые проявления расовой и национальной ненависти.

Евангельские христиане-баптисты также выступают за свободу совести для всех, то есть за право любого человека исповедывать те религиозные убеждения, которые он считает правильными. Мы не считаем правильным притеснение любого человека или группы людей по религиозному признаку. Такая дискриминация, не важно, какой именно религиозной конфессии она касается, ни в коем случае не должна вызывать у нас и тени симпатии. Следование за Христом должно всегда оставаться делом добровольного выбора. Каждый человек имеет право выбора, даже если он им и пользуется не верно (И. Нав. 24:15, Лк. 13:34).

Христианский патриотизм должен выражаться прежде всего в заботе о благосостоянии своего города, населенного пункта (Иер. 29:7), а через это и о благополучии всей страны. Важно, чтобы любовь к родине находила практическое воплощение, а не оставалась только на словах. Надо пользоваться любой реальной возможностью, чтобы через социальную или иную работу показать нашу заинтересованность в общественном благе.

Наконец, надо помнить о необходимости регулярно молиться за власть всех уровней. Наша молитва поможет нам самим жить в мире в собственной стране (1Тим. 2:2).

 

Тексты для заучивания.

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?»1 Коринфянам 6:19

«»1 Коринфянам 5:33

«Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» Филиппийцам 2:15

 

Вопросы к уроку:

  1. Что такое здоровый образ жизни?
  2. Какова должна быть семейная жизнь христианина?
  3. Как христианин должен относится к своему и чужому труду?
  4. Что христианин может делать в свободное время?
  5. Должен ли христианин удаляться от общества?
  6. Как должен выражаться христианский патриотизм?

Добавить комментарий