8. Духовная жизнь христианина

Христианская духовная жизнь состоит из нескольких важных элементов. Это такие элементы как: чтение и изучение Слова Божья, молитва (включающая прославление Господа и молитвенные просьбы), пост, благовестие, добрые дела. Если жизнь христианина совсем лишена этих элементов, ее нельзя назвать духовно полноценной. Если каким-либо из этих элементов христианин регулярно пренебрегает, он лишает себя многих благословений. Пост и молитва, пребывание в слове и благовестие, делание добрых дел – одинаково важны, что неоднократно подчеркивается в Ветхом и Новом Завете. Итак, рассмотрим подробно все эти элементы и их значение для христианина.

8.1. Молитва

Виды молитвы. Молитвенная жизнь христианина включает три вида молитвы: личная, семейная и церковная. В этом уроке мы рассматриваем только два вида: личную и семейную, а о церковной молитве будет рассказано на одном из других занятий.

Личная молитва.

Ежедневная личная молитва должна включать в себя как минимум три составляющих: молитву утреннюю, молитву вечернюю, молитву перед принятием пищи. Это необходимый минимум молитвенной жизни и, конечно, лучше этим не ограничиваться.

Об утренней молитве мы находим упоминания в Пс. 5:2-4, 62:2; Мк.1:35. Утренняя молитва играет большую роль в жизни верующего человека, поскольку помогает с самого момента пробуждения настроить свое сердце на понимание и исполнение Божьей воли. А так же, утренняя молитва к всемогущему Богу способна придать духовные и моральные силы для нового дня.

Вечером молился Господь Иисус Христос (Мф.26:39-42; Лк 21:37). О вечерней молитве упоминается в Дан. 6:10, где сказано, что Даниил молился трижды в день. По всей видимости, один раз он молился утром, один раз в середине дня и один раз вечером. Так же поступал и благочестивый римский сотник Корнилий (Деян.10:30). Вечерняя молитва не менее важна, чем утренняя. Она помогает проанализировать прожитый день. Исповедать совершенные за день ошибки и грехи. Увидеть, что доброго совершил для тебя Бог и возблагодарить Его за милости и прожитый день. Все это совершенно необходимо делать, поскольку анализ помогает духовному росту, а благодарность открывает для христианина новые милости от любящего Отца.

Так же важна и молитва перед принятием пищи. Во-первых, такая молитва, содержащая благодарение, возвращает христианину правильное отношение к заботе о насущном хлебе. Божья забота проявляется в том, что Он направляет обстоятельства таким образом, что мы находим надежную работу, оберегает нас от множества случайностей, которые могут в один момент лишить нас даже уже заработанных средств. И даже тогда когда мы, не по своей воле, бываем вовсе лишены средств, Он через разные обстоятельства посылает нам все необходимое. Христиане, забывающие благодарить Бога перед пищей, часто начинают суетиться и переживать сверх меры о добыче пропитания, и потому могут впадать в грех ропота или вовсе забывать о Боге. Такое чрезмерное беспокойство противоречит воле Божьей и лишает человека состояния внутреннего покоя и мира во Христе (Мф.6:31-32). Еще один аспект молитвы перед едой, это ее освящение (1 Тим.4:3-5). Подразумевается, что пища не может быть нечистой (см. Лев. гл.11) в ритуальном смысле, если за нее приносится благодарение Тому, Кто ее сотворил (Деян.10:15). Это, конечно, не значит, что христианам можно есть продукты сомнительного качества в надежде, что все будет в порядке, ведь Писание запрещает искушать Господа.

В заключение этой части урока, посвященной личной молитве, хочется отметить, что чем чаще человек молится, тем лучше для него. Невозможно найти в Писании какие-либо ограничения по времени и частоте личной молитвы.1 Например, Апостол Павел рекомендует «непрестанно молитесь» (1Фес.5:17). Однако, хотя Писание и не ограничивает время личной молитвы, оно учит, что многословие в молитве не оказывает никакого влияния на ее результат. Многословная молитва в учении Христа означает уподобление язычникам. Качество молитвы никогда не должно приносится в жертву количеству молитв. Необходимо молиться сосредоточено, вслух, выделяя для молитвы особое время. При этом, желательно, если позволяет здоровье и обстановка, молиться на коленях, ведь такое положение при молитве является выражением смирения перед Господом. Конечно, можно молиться и «про себя» во время, проводимое в дороге или выполнения каких-то дел, не требующих сосредоточенности и, разумеется, в любом положении – при ходьбе, сидя или стоя.

Семейная молитва. Если христианин живет в семье, где все или некоторые члены являются христианами, он может проводить с ними совместную молитву. Семейная молитва играет большую воспитательную роль. Например, дети, видящие своих родителей постоянно молящимися и сами, участвуя в семейной молитве, приобщаются к молитвенной жизни и христианскому опыту. А христианский опыт подразумевает ответ Бога на молитву, получение утешения и ободрения от Господа. Такой опыт полезен для детей и помогает им в будущем в построении сознательных отношений с Господом. Молитва положительно действует на супругов, делает их отношения более близкими и глубокими, поскольку в молитве Богу человек больше способен раскрывать свои чувства и мотивы своих действий. Когда супруги наблюдают за откровенной молитвой друг друга, они лучше познают друг друга и учатся один от другого. И конечно, семейная молитва может стать самой лучшей поддержкой в трудные или ответственные для человека периоды жизни.

8.2.Чтение и изучение Писания.

Почему христианину необходимо читать и знать слово Божье? Можно ли без этого обойтись? Во-первых, каждый человек, искренно уверовавший и рожденный свыше, просто любит Библию. Ведь это один из немногих источников, в котором можно почерпнуть достоверные сведения о любящем Боге и Спасителе (1Ин.2: 14а). Кроме того, познание Слова дает верующему огромное преимущество во всех отношениях. Человек, изучающий и исполняющий Писание, обретает через это изучение мир и радость (Лк.11:28). Хорошее знание Писания помогает вести верующему победоносную духовную жизнь (1Ин.2: 14б; Еф.6: 17). Божье Слово обличает нас, когда мы стоим на неверном духовном пути и исправляет нас (Евр.4: 12; Пс.16:4;), помогает освящаться (Пс.118:9,11,). Когда мы переживаем скорбные минуты, чтение Писания может дать утешение (Пс.118:16, 28). Слово Божье поддерживает в верующем человеке духовную (да и физическую) жизнь (Втор.8:3). Поэтому можно понять чувства Псалмопевца, восклицающего: «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль!» (Пс.118:162).

Все перечисленные возможности Божьего слова дают нам право утверждать, что чтение Библии должно быть регулярным, систематическим. Причем, это не должно быть ритуалом, который никак не влияет на наши поступки. Слово Божье должно быть осмысленно нами и применяться на практике.

Лучше всего, если чтение Писания будет нашим ежедневным упражнением, что подтверждается словами из Ветхого Завета: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор.6:6-9). Чтение Слова и молитва – из этих двух действий состоит наше общение с Богом. Когда мы молимся – Он слушает нас, когда читаем Библию – слушаем Его. Любовь к Богу должна побуждать нас к частому общению с Ним

Желательно читать Библию в спокойной обстановке, когда ничего не отвлекает, чтобы можно было не только прочесть какой-то отрывок, но и поразмышлять над содержащимися в нем истинами. Однако если это невозможно, ежедневное чтение, все же, должно состояться. Для сосредоточенного и углубленного размышления в нашей жизни должна быть отведена важная роль, особое время и так часто, как это возможно.

8.3. Пост.

Для того чтобы пост действительно был частью духовной жизни, а не просто одним из религиозных ритуалов, необходимо понимать, что такое «пост» и для чего он нужен. Пост – это полное воздержание от любой пищи в течение какого-то определенного и заранее запланированного времени. Обычно это период от одних до трех суток. Пост также может быть и неполным, т.е. исключать какие-то определенные виды пищи, лакомства. О таком посте упоминается в книге Даниила (Дан.10:2-3). Однако не стоит путать пост с голоданием и диетой. Кардинальное отличие библейского поста от диеты и голодания, во-первых, в целях, во-вторых, в методике. Пост преследует сугубо духовные цели, никак не связанные с физическим здоровьем или избыточным весом. Если же говорить о методике, то пост неотделим от молитвы и пребывания в Слове Божьем. Голодающему ради здоровья или похудания Писание и молитва не обязательны, для поста же – необходимы.

Есть несколько целей, ради которых предпринимается библейский пост. Это покаяние, «усиление молитвы», выражение скорби и служение Богу. Пост как выражение покаянного смирения перед Богом неоднократно встречается в Ветхом Завете (см. 2 Пар.20:3; Дан.9:3-20; Иоиль 2:12-18). Упоминание о посте как усиленной молитве встречается в обоих Заветах. Однако, это не какое-нибудь магическое действие, дающее власть над божеством, как у язычников, но способ выражения важности молитвенной просьбы, обращенной к Господу (Езд. 8:21; Есф.4:15; Мф.17:21; Деян.13:3; 14:23). Пост как выражение скорби обычно тесно сопряжен с раскаянием и сокрушением о своих грехах, однако, это не всегда так. Например, в Псалме 34:13 псалмопевец свидетельствует о своем отношении к беде ближнего: «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое». Таким образом, пост может быть выражением скорби и сочувствия. Возможно друзья Иова так же разделили с ним его скорбь в посте: «и сидели с ним на земле семь дней и ночей» (Иов. 2:11-13).

Пост как разновидность служения Господу упоминается в Новом Завете. Евангелие от Луки говорит об Анне, вдове, «лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.2:37).

Пост и здоровье: сколько поститься? Сроки поста, а так же полным он будет или нет, каждый христианин должен определять сам. При этом надо помнить, в этом духовном упражнении нет такой зависимости «чем больше, тем лучше». При некоторых болезнях воздержание от пищи строго противопоказано, поэтому будет не лишним посоветоваться о сроках воздержания и возможности полного воздержания от пищи с врачом.

Необходимо сделать еще одно важное замечание о посте. Бывает так, что человек вроде бы правильно понимает пост, вроде бы использует его для духовных целей, читает во время поста писание и усиленно молится, а результата (ответа на усиленную молитву) не видит. В чем же дело? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает текст Ис.58:3-10 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». Пост может стать абсолютно бесполезным занятием, если мы сосредотачиваемся на своей проблеме так, что забываем об отношениях с нашими ближними. Если для нас пост является неким средством желанного освобождения от духовных или связанных с материальным миром проблем, то прежде чем решать свои проблемы, надо задуматься – не создаем ли мы сами, с точки зрения Библии, проблем для наших ближних?

8.4. Благовестие

Благовестие – это распространение Евангелия, Благой Вести о спасение Христа. Благовестие – это исполнение великого поручения Христа: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:12). Научить значит сделать учениками Господа Иисуса. «Вы…будете Мне свидетелями…даже до края земли»(Деян. 1:8), — сказал Спаситель апостолам. Но не только к ним относятся слова Господа. Обращаясь ко всем христианам, апостол Павел пишет: «Облекитесь во всеоружие Божье, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских,….. обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф.6:11,15). Нас не должны оставлять равнодушными и слова псалмопевца Давида: «Пойте Господу, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его. Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса Его» (1Пар.16:23).

Верующий, рассказывающий другим людям о Христе, продолжает великое дело Господа Иисуса по освобождению людей от рабства греха. Спаситель свидетельствовал о Себе, что Он пришел, чтобы «отпустить измученных на свободу» (Лк.4:18). Прекрасно, когда мы можем быть сотрудниками Господа: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение» (Ис.52:7).

Таким образом, благовестие это благословенное, хотя и не всегда простое дело. У нас могут возникать серьезные проблемы из-за того, что мы говорим другим людям о Христе, но мы не можем отказаться от нашего предназначения. Возможно, мы не всегда можем участвовать в церковной евангелизации, но личное свидетельство о Христе – это важная часть личной духовной жизни каждого христианина. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3:15).

8.5. Добрые дела

Необходимо помнить, что духовная жизнь, о которой мы говорили в этой главе, не должна быть подобной формальному совершению религиозных ритуалов. Молимся мы или благовествуем, делаем добро или исследуем Писание – у нас должны быть правильные мотивы. Все эти составляющие духовной жизни должны брать свое начало в двух заповедях, названных Господом самыми важными в Законе. Только любовь к Богу и ближнему являются правильным мотивом добрых дел, благовестия, поста, молитвы и изучения Писания. Однако надо помнить, что быть христианином значит деятельно любить Господа людей.. Добрые дела – это наше призвание. «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).

8.6. Исполнение Святым Духом

Первоначальное исполнение Святым Духом – крещение Святым Духом происходит как мы уже знаем, в момент покаяния. Однако, христианин нуждается в пополнении (исполнении) Духом Святым в течении всей жизни. Исполнение – это состояние, когда верующий наполнен силой Святого Духа для плодотворной жизни и служения. В Библии имеется конкретная информация по исполнению Святым Духом в 5 главе послания апостола Павла к Ефесянам (Еф.5:18-21). Чтобы сила Святого Духа присутствовала в нашей жизни, нам необходимы определенные усилия. Духовное пение и регулярное прославление Бога – важная составляющая человеческий действий, направленных на исполнении Духом (Еф.5:19). Вдохновляющие гимны, как и вдохновляющие тексты следует заучивать наизусть. Еще одним важным компонентов должно быть благодарение Бога (Еф.5:20). Вся наша жизнь должна быть пронизана благодарностью: «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5:18). Еще одним важным условием исполнения Святым Духом является умение повиноваться другим верующим (Еф.5:21). Как это понимать? Речь в данном случае не идет о том, что обличающий или разъясняющий голос Святого Духа мы можем услышать из уст любого брата или сестры. В тех случаях, когда мы слышим разумное обличение или духовно полезный совет, нам стоит прислушаться к нему, даже если он исходит от более молодого по возрасту или по духовному стажу христианину.

В таких случаях старцу не стыдно прислушаться к молодому человеку, а брату к сестре во Христе. Однако, для того, чтобы слушаться друг друга прежде всего необходимо просто находиться там, где такое послушание возможно, то есть в христианском общении. Такое практически не достижимо для человека, который духовно общается с церковью только во время богослужения. Наконец, необходимо напомнить об общении с Богом посредством молитвы и изучения Библии, о чем мы уже говорили. Если мы будем стремиться к исполнению Святым Духом и соблюдать Божьи условия, то мы испытаем, что Бог верен и в данном случае. Призывая нас: «Исполняйтесь Духом» (Еф.5:18), Господь указывает на то, что это вполне достижимо для нас при нашем послушании Его воле.

Тексты для запоминания:

«Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе»

1Фес.5:17-18

« Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль».

(Пс.118:162)

«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере»

(Гал. 6:10)

 

Вопросы к уроку:

  1. Что такое молитва?
  2. Какова роль изучения Писания в нашей жизни?
  3. Как следует поститься?
  4. Что такое благовестие?
  5. Зачем нужны добрые дела?
  6. Каким образом христианин исполняется Святым Духом?

1 Однако в отношении общественной молитвы разумные ограничения должны быть, и в этом смысле хорошим примером является молитва Иисуса Христа называемая «Отче наш».

Добавить комментарий